ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Систематическое преподавание медицины в России начато во второй половине XVII в. В 1654 г. в Москве при Аптекарском приказе основана первая школа военных лекарей. В начале XVIII в. (1707) при Московском госпитале по указу Петра I открыта первая госпитальная школа, в которую предписывали «набрать для аптекарской науки 50 человек». Руководителем госпитальной школы назначен голландский врач, придворный врач Петра I Н.Л. Бидлоо. Учащиеся школы изучали анатомию, хирургию, десмургию, внутренние болезни, аптекарское дело, рисование и латынь. В 1733 г. открыты медицинские школы при Петербургском сухопутном госпитале, а затем при Петербургском и Кронштадтском морских госпиталях. Медицинское образование в России в середине XVIII в. реформировал русский военный врач П.З. Кондоиди: в программу включено преподавание физиологии. женских болезней и акушерства, расширено клиническое обучение у постели больного, установлено 7-летнее обучение, введена экзаменационная система.

В 1755 г. открыт Московский университет, медицинский факультет входил в состав трех его факультетов. В соответствии с проектом М.В. Ломоносова, на медицинском факультете введено чтение лекций на русском языке с демонстрацией больных, обучение клинической медицине у постели больного (С.Г. Зыбелин, Е.О. Мухин, К.И. Щепин).

В 1786 г. госпитальные школы отделены от госпиталей и преобразованы в медико-хирургические училища с большей самостоятельностью в обучении. В 1798 г. в Москве и Петербурге открыты медико-хирургические академии.

В начале XIX в. в России создают новые медицинские факультеты: в 1802 г. при Дерптском университете, в 1805 г. - при Харьковском, в 1814 г. — при Казанском университете. В 1804 г. принят первый университетский устав, предусматривающий автономию университетов, которую, однако, в полной мере реализовать не удалось.

В 1829 г. при крупных больницах стали создавать школы фельдшеров с 4-летним обучением.

Во второй половине XIX в. при университетах создают клиники, сначала хирургические и терапевтические, затем акушерские, глазные, уха, горла и носа, кожно-венерологические и др. Это способствовало формированию новых научных и практических направлений отечественной медицины, созданию научно-педагогических школ (В.М. Бехтерев, СП. Боткин, Г.А. Захарьин, С.С. Корсаков, А.А. Остроумов, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, Н.В. Склифосовский, В.Ф. Снегирев, Ф.Ф. Эрисман и др.).

Подготовка среднего медицинского персонала во второй половине XIX в. почти целиком перешла в ведение земств. Наряду с земскими фельдшерскими школами существовали военные фельдшерские школы, начали возникать школы Российского общества Красного Креста, школы при различных общинах с подготовкой сестер милосердия и частные фельдшерские школы. В фельдшерские школы постепенно стали принимать женщин.

В послеоктябрьский период XX в., несмотря на трудности, подготовка врачей в высшей школе России продолжена. В 1918-1922 гг. открыты 11 новых медицинских институтов и факультетов. Состоявшийся в 1920 г. I Всероссийский съезд по медицинскому образованию предложил новый учебный план, состоящий из трех ступеней. В преподавание клинических дисциплин стали активно внедрять вопросы диспансерного наблюдения, раннего выявления заболеваний, связи болезни с

условиями труда и быта. Расширены поликлиническое обучение и сельская практика.

В 1930 г. Постановлениями Совнаркома РСФСР и СССР в высших медицинских учебных заведениях созданы три факультета: лечебно-профилактический, факультет охраны материнства и детства и санитарно-профилактический, медицинские факультеты университетов реорганизованы в самостоятельные медицинские институты. В 1930-е гг. в стране организованы 14 факультетов для подготовки детских врачей и 10 санитарно-гигиенических факультетов, уделено большое внимание подготовке стоматологических и фармацевтических кадров.

В годы Великой Отечественной войны часть медицинских институтов эвакуирована, сотни профессоров и преподавателей ушли на фронт, организованы ускоренные выпуски врачей.

В первые послевоенные годы разработаны и утверждены новые учебные планы и программы, учитывающие опыт лечения раненых и больных в годы войны и новые достижения отечественной и зарубежной науки.

В 1960-е гг. проведена очередная реформа медицинского образования с введением одногодичной специализации по основным клиническим дисциплинам (интернатура) и преддипломной специализацией (субординатура). Постепенно росло привлечение студентов к научно-исследовательской работе, что позволило развивать клиническую ординатуру, аспирантуру и докторантуру. К концу 1980-х гг. почти половина будущих врачей и провизоров — члены студенческих научных обществ.

Последние десятилетия развития высшего медицинского образования России в значительной степени связаны с общемировыми тенденциями образовательного процесса, расширением возможностей глобальной информатизации, ускорением внедрения в клиническую практику последних достижений медицинской фундаментальной науки, укреплением междисциплинарных связей, признанием лидирующей роли преподавателя медицинского вуза.

ИНФРАСТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовку и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием осуществляют 52 вуза Министерства здравоохранения РФ, в том числе 44 медицинских. 3 фармацевтических, 5 учреждений дополнительного профессионального образования и 22 факультета и института государственных университетов Министерства образования и науки РФ. Общее число обучающихся на додипломном этапе - более 136 тыс. студентов, последипломную подготовку ежегодно получают 180-200 тыс. врачей и провизоров.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

РВОТА

РВОТА

Рвота — это сложный рефлекторный акт, координируемый рвотным центром, расположенным в продолговатом мозге. Она начинается глубоким вдохом с одновременным опущением диафрагмы и надгортанника, изолирующего дыхательные пути от попадания рвотных масс....

ДЕТСКОЕ ПЛАВАНИЕ

ДЕТСКОЕ ПЛАВАНИЕ

Вода Имеет уникальную физическую  И энергетическую структуру. Пребывая В Пей ребенок находится почти В Невесомости. Тренировка в воде прорабатывает подвижность суставов, задействует все группы мышц и развивает вестибулярный аппарат. Незаменимым...

План-конспект профилактической противопаразитарной терапии травами и горечами

План-конспект профилактической противопаразитарной терапии травами и горечами

Примечание: представлен вариант для взрослого, относительно здорового человека, без хронических заболеваний печени и почек, не имеющего повышенной чувствительности к нижеперечисленным растительным препаратам. Вариант для ребенка требует индивидуальной корректировки! Вариант «бесприцельной»...

КАК НАЧАТЬ ЗАКАЛИВАНИЕ?

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло еще в глубокой древности. Практически во всех странах мира оно использовалось как профилактическое средство против простуды, сопутствующее спортивным упражнениям. Закаливание не лечит,...

БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ

Работа с информационными системами вообще и медицинскими информационными системами в частности регламентирована действующим законодательством - Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите...

ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

С переходом на рыночные отношения профилактика стоматологических заболеваний и детская стоматология, которые полностью зависели от государственного обеспечения, оказались в сложных условиях. В частности, произошел массовый отток квалифицированных кадров в связи...

РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ США 2010-2012 гг

Выбор США связан с тем, что в этой стране более 60 лет медицинская помощь населению финансируется преимущественно на основе ДМС (более 70% населения застрахованы по ДМС), в отличие от стран...

НАТУРАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

В основе натуральных методов планирования семьи лежит наблюдение за физиологическими признаками фертильности (возможности оплодотворения) и пефертильности (когда оплодотворение маловероятно) на протяжении разных фаз менструального цикла. При использовании этих методов для...

ОТДЕЛЯЕМОЕ ИЗ НОСА

Отделяемое из носа — характерный признак поражения верхних дыхательных путей респираторной вирусной инфекцией. Клинические признаки ОРВИ: Серозное отделяемое из носа, отек слизистой оболочки, затруднение носового дыхания — нередко в сочетании...

МИР ЧУВСТВ РЕБЕНКА

Новорожденный в состоянии все воспринимаемое своими органами зрения связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого вдоха ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который...

13 способов ускорить ваш метаболизм

13 способов ускорить ваш метаболизм

Вы чувствуете, что ваш метаболизм замедляется? Для того, чтобы тело более эффективно сжигало калории, необходимы не только  упражнение, но и хороший метаболизм. И это достаточно просто сделать, лиш несколько небольших...

A2

A2

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

Желудочно-кишечное кровотечение наблюдается в детском возрасте достаточно часто. Оно проявляется постгеморрагической ане- Мией, развитие которой зависит от скорости кровотечения. Интенсивное кровотечение сопровождается бледностью кожных покровов, холодным потом, головокружением, тахикардией,...

Уроки приоритетного национального проекта «Здоровье»

Уроки приоритетного национального проекта «Здоровье»

С 2006 г. под патронажем Президента РФ начали реализовывать приоритетные национальные проекты: «Образование», «Доступное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Здоровье». Наиболее масштабный и значимый проект — ПНП «Здоровье», который включает...

УПРАВЛЕНИЕ КМП

Это не просто оценка конечного результата, а создание специальной технологии, обеспечивающей достижение запланированных результатов. Отклонение от технологических условий (или то, что называют дефектами оказания медицинской помощи) зависит не только от...

КОРМИМ ГРУДЬЮ

КОРМИМ ГРУДЬЮ

ГРудное вскармливание всегда будет самым лучшим, наиболее безопасным и экономичным способом кормления грудных детей. До 4—6 месяцев дети с грудным молокам получают все необходимые им питательные вещества, витамины, минеральные и...

wume.ru