ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Систематическое преподавание медицины в России начато во второй половине XVII в. В 1654 г. в Москве при Аптекарском приказе основана первая школа военных лекарей. В начале XVIII в. (1707) при Московском госпитале по указу Петра I открыта первая госпитальная школа, в которую предписывали «набрать для аптекарской науки 50 человек». Руководителем госпитальной школы назначен голландский врач, придворный врач Петра I Н.Л. Бидлоо. Учащиеся школы изучали анатомию, хирургию, десмургию, внутренние болезни, аптекарское дело, рисование и латынь. В 1733 г. открыты медицинские школы при Петербургском сухопутном госпитале, а затем при Петербургском и Кронштадтском морских госпиталях. Медицинское образование в России в середине XVIII в. реформировал русский военный врач П.З. Кондоиди: в программу включено преподавание физиологии. женских болезней и акушерства, расширено клиническое обучение у постели больного, установлено 7-летнее обучение, введена экзаменационная система.

В 1755 г. открыт Московский университет, медицинский факультет входил в состав трех его факультетов. В соответствии с проектом М.В. Ломоносова, на медицинском факультете введено чтение лекций на русском языке с демонстрацией больных, обучение клинической медицине у постели больного (С.Г. Зыбелин, Е.О. Мухин, К.И. Щепин).

В 1786 г. госпитальные школы отделены от госпиталей и преобразованы в медико-хирургические училища с большей самостоятельностью в обучении. В 1798 г. в Москве и Петербурге открыты медико-хирургические академии.

В начале XIX в. в России создают новые медицинские факультеты: в 1802 г. при Дерптском университете, в 1805 г. - при Харьковском, в 1814 г. — при Казанском университете. В 1804 г. принят первый университетский устав, предусматривающий автономию университетов, которую, однако, в полной мере реализовать не удалось.

В 1829 г. при крупных больницах стали создавать школы фельдшеров с 4-летним обучением.

Во второй половине XIX в. при университетах создают клиники, сначала хирургические и терапевтические, затем акушерские, глазные, уха, горла и носа, кожно-венерологические и др. Это способствовало формированию новых научных и практических направлений отечественной медицины, созданию научно-педагогических школ (В.М. Бехтерев, СП. Боткин, Г.А. Захарьин, С.С. Корсаков, А.А. Остроумов, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, Н.В. Склифосовский, В.Ф. Снегирев, Ф.Ф. Эрисман и др.).

Подготовка среднего медицинского персонала во второй половине XIX в. почти целиком перешла в ведение земств. Наряду с земскими фельдшерскими школами существовали военные фельдшерские школы, начали возникать школы Российского общества Красного Креста, школы при различных общинах с подготовкой сестер милосердия и частные фельдшерские школы. В фельдшерские школы постепенно стали принимать женщин.

В послеоктябрьский период XX в., несмотря на трудности, подготовка врачей в высшей школе России продолжена. В 1918-1922 гг. открыты 11 новых медицинских институтов и факультетов. Состоявшийся в 1920 г. I Всероссийский съезд по медицинскому образованию предложил новый учебный план, состоящий из трех ступеней. В преподавание клинических дисциплин стали активно внедрять вопросы диспансерного наблюдения, раннего выявления заболеваний, связи болезни с

условиями труда и быта. Расширены поликлиническое обучение и сельская практика.

В 1930 г. Постановлениями Совнаркома РСФСР и СССР в высших медицинских учебных заведениях созданы три факультета: лечебно-профилактический, факультет охраны материнства и детства и санитарно-профилактический, медицинские факультеты университетов реорганизованы в самостоятельные медицинские институты. В 1930-е гг. в стране организованы 14 факультетов для подготовки детских врачей и 10 санитарно-гигиенических факультетов, уделено большое внимание подготовке стоматологических и фармацевтических кадров.

В годы Великой Отечественной войны часть медицинских институтов эвакуирована, сотни профессоров и преподавателей ушли на фронт, организованы ускоренные выпуски врачей.

В первые послевоенные годы разработаны и утверждены новые учебные планы и программы, учитывающие опыт лечения раненых и больных в годы войны и новые достижения отечественной и зарубежной науки.

В 1960-е гг. проведена очередная реформа медицинского образования с введением одногодичной специализации по основным клиническим дисциплинам (интернатура) и преддипломной специализацией (субординатура). Постепенно росло привлечение студентов к научно-исследовательской работе, что позволило развивать клиническую ординатуру, аспирантуру и докторантуру. К концу 1980-х гг. почти половина будущих врачей и провизоров — члены студенческих научных обществ.

Последние десятилетия развития высшего медицинского образования России в значительной степени связаны с общемировыми тенденциями образовательного процесса, расширением возможностей глобальной информатизации, ускорением внедрения в клиническую практику последних достижений медицинской фундаментальной науки, укреплением междисциплинарных связей, признанием лидирующей роли преподавателя медицинского вуза.

ИНФРАСТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовку и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием осуществляют 52 вуза Министерства здравоохранения РФ, в том числе 44 медицинских. 3 фармацевтических, 5 учреждений дополнительного профессионального образования и 22 факультета и института государственных университетов Министерства образования и науки РФ. Общее число обучающихся на додипломном этапе - более 136 тыс. студентов, последипломную подготовку ежегодно получают 180-200 тыс. врачей и провизоров.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1996-1999 гг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1996-1999 гг

В период деятельности Государственной думы второго созыва приняты 9 федеральных законов в сфере охраны здоровья граждан (табл. 3.3). Федеральный закон «О выплате пенсий за выслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной...

Состояние и деятельность системы здравоохранения РФ

 УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Охрана здоровья населения - важнейшая задача социального государства, предусмотренная Конституцией РФ. Для ее решения необходим комплекс мер различного характера: политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, гигиенических,...

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Оплата труда - главный источник и основа денежных доходов работников. Она должна отражать стоимость произведенных товаров и затраченный на их производство труд и выполнять функции: •   обеспечения воспроизводства рабочей силы,...

Перерезание пуповины

Сегодня даже в клиниках не спешат с перерезанием пуповины, так как известно, что пульсирующая пуповина переносит достаточно обогащенной кислородом крови в детский организм, даже если ребенок затягивает время своего первого...

Лечение глистов и паразитов у человека. Таблетки и лекарства от глистов

Лечение глистов и паразитов у человека. Таблетки и лекарства от глистов

Таблетки и лекарства от глистов. Глисты у человека: симптомы и современные советы лечения. Глисты (гельминты) это группа червей паразитов, ведущих паразитическую деятельность в человеческом организме. Инфицирование...

ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНОВ и МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ для ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ЖЕНЩИН

ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНОВ и МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ для ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ЖЕНЩИН

ВИТАМИНЫ Витамины — это органические вещества, поступающие в организм человека с пищей и обеспечивающие нормальный, обмен веществ и его физиологическое функционирование. Большинство витаминов в. организме не синтезируется. Некоторые синтезируются,...

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Населению Российской Федерации медицинскую помощь в государственном, муниципальном и частном здравоохранении оказывают различные медицинские организации. Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена федеральным органом управления здравоохранением. В настоящее время действует единая номенклатура государственных...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В 1990-е гг. в России начались радикальные социальные и экономические перемены, которые не могли не затронуть здравоохранение. В медицинской отрасли, где ранее работа осуществлялась только в соответствии с планом, принципами...

ЭНУРЕЗ

Энурез — недержание мочи во сне. В этих случаях речь идет не об истинном недержании мочи, поскольку во время бодрствования ребенок может удерживать в мочевом пузыре значительное ее количество. Наряду...

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

Самая неприятная часть посещения врача завершена. Осторожно спуститесь с кресла, спокойно одевайтесь и думайте, все ли вы сказали врачу. Не стесняйтесь и не бойтесь показаться навязчивой или непонятливой. После осмотра...

ВАШ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ «ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА СИЛЫ ГОРМОНОВ» ДОКТОРА ВЛИЕТ

И так, вы предполагаете, что ваши гормоны функционируют не очень хорошо. У вас есть какие-либо симптомы недостаточной работы щитовидной железы, но эти симптомы также могут появиться из-за низкого содержания эстрадиола...

ПРИЗНАКИ НАЧАЛА РОДОВ

Лишь некоторые женщины предпочитают ложиться в роддом за несколько дней до предполагаемого срока родов. Большинство беременных собираются приехать туда с началом родовой деятельности, поэтому разберемся, что же считать началом родов. ...

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

В Концепции развития здравоохранения России до 2020 г. подчеркнута необходимость принятия действенных мер для развития службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании ПМСП детям и подросткам. Это...

СИНДРОМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ

Двигательные нарушения у детей раннего возраста в основном определяются состоянием мышечного тонуса и рефлекторной активностью. Синдром мышечной гипотонии: Часто обнаруживается у грудных детей, характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением...

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Сегодня престиж медицинской профессии — врача, медицинской сестры, фельдшера, научного работника, по оценкам самих медицинских работников, один из самых низких за всю историю здравоохранения в нашей стране. Низкий престиж профессии...

wume.ru