В Российской Федерации сложились 3 формы послевузовского профессионального образования медицинских (фармацевтических) кадров - интернатура, ординатура и аспирантура (докторантура) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Оно предоставляет специалистам возможность повышать уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Обучающиеся в ординатуре и интернатуре медицинских и иных высших учебных заведений — слушатели, правовое положение которых при получении образования соответствует статусу студента высшего учебного заведения.

Врачу, завершившему обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшему итоговую аттестацию, выдают документ о соответствующем образовании. При этом высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документ государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой РФ. Форма такого документа утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования — необходимое условие для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении следующего уровня образования.

Интернатура (первичная специализация) - одна из форм послевузовского профессионального образования; цель ее — совершенствование практической (клинической) подготовки врачей (провизоров) и повышение их профессионального уровня и степени готовности к самостоятельной работе по специальности.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура) — обязательная форма профессиональной подготовки для врачей, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, которая служит основанием для занятия ими определенных должностей в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем.

Одногодичная интернатура впервые открыта в 1967 г. Первые специальности - хирургия, терапия, акушерство и гинекология, педиатрия, неврология и инфекционные болезни, в настоящее время существует 30 специальностей. Порядок обучения определен приказом Министерства здравоохранения «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» от 20 января 1982 г. № 44.

Отличительные организационные характеристики интернатуры — очное обучение по клиническим специальностям с началом учебного года 1 августа, окончание — 1 июля. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатуры) - не более 1 года.

Образовательная программа обучения включает учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Ее структура:

•   обязательные дисциплины (ОД.И.00);

•   факультативные дисциплины (ФД.И.ОО);

•   обучающий симуляционный курс (ОСК.И.00);

•   практика (П.И.ОО);

•   итоговая государственная аттестация (ИГА.И.00).

Врачам, окончившим интернатуру, выдают удостоверение, а с 2013 г. — диплом. с указанием присвоенной квалификации врача-специалиста и сертификат специалиста.

Статус интернатуры из всех трех форм послевузовского образования медицинских (фармацевтических) кадров законодательством в явном виде не определен. С одной стороны, закон «Об образовании» определяет ее как «первичную годичную послевузовскую подготовку». С другой стороны, в статье 25 «Послевузовское профессиональное образование» этого закона к формам послевузовского профессионального образования отнесены только ординатура, аспирантура (адъюнктура) и докторантура, интернатура в этот перечень не входит. В то же время приказ Минздрава РФ от 16 мая 1997 г. № 148 «Об утверждении типового положения о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» объединяет интернатуру, ординатуру, аспирантуру, докторантуру понятием «послевузовская подготовка». Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с 1996 г. интернатура тоже отнесена к послевузовскому профессиональному образованию.

В «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» отсутствует упоминание об интернатуре как одной из форм послевузовского профессионального образования медицинских (фармацевтических) кадров.

Ординатура — часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого для подготовки или переподготовки специалистов и повышения их квалификации.

Основная задача обучения врачей в клинической ординатуре - подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики. Обучение в клинической ординатуре происходит с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения — 2 года.

Право на зачисление в клиническую ординатуру имеют врачи, успешно выдержавшие экзаменационные испытания и прошедшие по конкурсу. Наряду с этим до настоящего времени сохранена «целевая клиническая ординатура», в которую набирают по плану Минздрава России или на договорной основе между учреждением, готовящим клинических ординаторов, и учреждением (организацией), направляющим специалиста.

Клинических ординаторов готовят по индивидуальному плану, разработанному ординатором совместно со специально назначенным ответственным за подготовку сотрудником кафедры.

Образовательная программа обучения в ординатуре включает учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Ее структура:

•   обязательные дисциплины (ОД.О.00);

•   факультативные дисциплины (ФД.О.00);

•   обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00);

•   практика (П.О.00);

•   итоговая государственная аттестация (ИГА.О.00).

Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, само-

стоятельно определяют сроки проведения практики (П.0.00) и форму контроля и отчетности о ней.

По результатам итоговой государственной аттестации решением аттестационной комиссии врачам, окончившим обучение в клинической ординатуре, выдают сертификат установленного образца, дающий право на самостоятельную работу. Кроме того, выдают удостоверение об окончании ординатуры.

Научно-педагогические и научные кадры готовят в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных учреждений или организаций, имеющих лицензию на право заниматься послевузовским профессиональным образованием.

Предоставление возможности специалистам с высшим образованием повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации в аспирантуре и докторантуре регламентировано Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814.

Аспирант — специалист, который имеет высшее профессиональное образование, обучается в аспирантуре и готовит диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Докторант - специалист, имеющий ученую степень кандидата наук и зачисленный в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимают граждан Российской Федерации, имеющих высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре происходит в очной или заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений в очной форме — не более 3 лет, в заочной форме — 4 лет.

В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимают граждан Российской Федерации, имеющих ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре — не более 3 лет.

Специалистам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивают ученую степень и выдают соответствующий документ.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2004-2011 гг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2004-2011 гг

В 2004-2006 гг. усилия органов законодательной и исполнительной власти направлены не только на формирование специального отраслевого законодательства об охране здоровья населения, а преимущественно на законодательное разделение полномочий уровней власти, формирование...

ДИСФАГИЯ

Дисфагия — затрудненное глотание пищи, сопровождающееся болевыми ощущениями за грудиной. Нарушения глотания могут быть обусловлены многими причинами как функционального, так и органического характера. Основным патогенетическим механизмом дисфагии является нарушение двигательной...

ГОТОВИМСЯ В РОДДОМ

Заблаговременно, за два месяца, приготовьте все, что необходимо вам для роддома. Это — личное белье и предмегы гигиены, обязательно обменная медицинская карта, а также предметы, необходимые по списку, данному вам...

Организация медицинской помощи населению Российской Федерации

Организация медицинской помощи населению Российской Федерации

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПМСП - основа системы оказания медицинской помощи, включающая мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа...

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Населению Российской Федерации медицинскую помощь в государственном, муниципальном и частном здравоохранении оказывают различные медицинские организации. Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена федеральным органом управления здравоохранением. В настоящее время действует единая номенклатура государственных...

Состояние и деятельность системы здравоохранения РФ

 УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Охрана здоровья населения - важнейшая задача социального государства, предусмотренная Конституцией РФ. Для ее решения необходим комплекс мер различного характера: политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, гигиенических,...

КАК ПИТАТЬСЯ МАТЕРИ В ПЕРИОД КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ?

Питание кормящей матери должно быть разнообразным и сбалансированным, таким же, как в конце беременности, только увеличьте количество молочных продуктов: 3—4 стакана молока в день, включая кефир или йогурт. Ваши потребности...

ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ГЛИНЫ

У глины целебных свойств немало. Среди прочих установили следующие. Способность поглощать болезни Вот что написал доктор медицины Хайнс Баттенберг из Франкфурта на Майне в книге «О лечении болезней посредством земли»...

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Современный период деятельности стоматологической службы предъявляет новые требования к качеству помощи. В частности, повысились требования пациентов, так как часто они оплачивают помощь из личных средств. Наряду с этим возросла правовая...

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

Во время первого визита вам измерят рост, вес и артериальное давление. Данные первого осмотра — отправная точка, по которой будут оцениваться Изменения в состоянии вашего здоровья в период беременности,...

Очищение печени

Большинство людей до конца не понимают значимости печени для нашего организма. А значение это трудно переоценить. Печень обеспечивает обезвреживание большинства ядов, шлаков и чуждых организму веществ, пытающихся «прорваться» в кровяное...

Порядок деятельности отдельных структурных подразделений детской поликлиники

Порядок деятельности отдельных структурных подразделений детской поликлиники

Легебно-лрофилактигеское отделение. Лечебно-профилактическое (ранее педиатрическое) отделение объединяет участковых врачей-педиатров (работают по территориальному принципу и оказывают амбулаторную медицинскую помощь детям в возрасте 0-17 лет включительно на прикрепленном участке), кабинет здорового ребенка,...

ОБЗОР ИНФЕКЦИОННЫХ, ВИРУСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И НАРУШЕНИЙ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ…

АЛЛЕРГИЯ И АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Аллергия — измененная чувствительность организма к воздействию факторов окружающей среды (чужеродные для организма вещества, пищевые продукты, лекарственные средства и др.), называемых аллергенами. Непосредственной причиной аллергических болезней...

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ГЕНЕТИЧЕСКОЕ (НАСЛЕДСТВЕННОЕ) ЗАБОЛЕВАНИЕ

Обследование больного на генетическое заболевание врачом общей практики, педиатром начинается с общего расспроса и осмотра и включает при необходимости некоторые специальные исследования. ▲ При сборе семейного анамнеза Необходимо составить генеалогическую...

БОЛЬ В ГОРЛЕ

БОЛЬ В ГОРЛЕ

Причины возникновения боли в горле разнообразны. Чаще всего боль в горле беспокоит при фарингите. Фарингит — острое или хроническое воспаление слизистой оболочки глотки. Это заболевание редко бывает изолированным, обычно сочетается...

ОТЛИЧИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Кроме явных различий половых органов новорожденные мальчики и девочки имеют еще и явные психические отличия. Девочки, в среднем, больше спят, у них более низкий, чем у мальчиков, порог тактильной и...

wume.ru