В Российской Федерации сложились 3 формы послевузовского профессионального образования медицинских (фармацевтических) кадров - интернатура, ординатура и аспирантура (докторантура) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Оно предоставляет специалистам возможность повышать уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Обучающиеся в ординатуре и интернатуре медицинских и иных высших учебных заведений — слушатели, правовое положение которых при получении образования соответствует статусу студента высшего учебного заведения.

Врачу, завершившему обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшему итоговую аттестацию, выдают документ о соответствующем образовании. При этом высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документ государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой РФ. Форма такого документа утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования — необходимое условие для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении следующего уровня образования.

Интернатура (первичная специализация) - одна из форм послевузовского профессионального образования; цель ее — совершенствование практической (клинической) подготовки врачей (провизоров) и повышение их профессионального уровня и степени готовности к самостоятельной работе по специальности.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура) — обязательная форма профессиональной подготовки для врачей, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, которая служит основанием для занятия ими определенных должностей в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем.

Одногодичная интернатура впервые открыта в 1967 г. Первые специальности - хирургия, терапия, акушерство и гинекология, педиатрия, неврология и инфекционные болезни, в настоящее время существует 30 специальностей. Порядок обучения определен приказом Министерства здравоохранения «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» от 20 января 1982 г. № 44.

Отличительные организационные характеристики интернатуры — очное обучение по клиническим специальностям с началом учебного года 1 августа, окончание — 1 июля. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатуры) - не более 1 года.

Образовательная программа обучения включает учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Ее структура:

•   обязательные дисциплины (ОД.И.00);

•   факультативные дисциплины (ФД.И.ОО);

•   обучающий симуляционный курс (ОСК.И.00);

•   практика (П.И.ОО);

•   итоговая государственная аттестация (ИГА.И.00).

Врачам, окончившим интернатуру, выдают удостоверение, а с 2013 г. — диплом. с указанием присвоенной квалификации врача-специалиста и сертификат специалиста.

Статус интернатуры из всех трех форм послевузовского образования медицинских (фармацевтических) кадров законодательством в явном виде не определен. С одной стороны, закон «Об образовании» определяет ее как «первичную годичную послевузовскую подготовку». С другой стороны, в статье 25 «Послевузовское профессиональное образование» этого закона к формам послевузовского профессионального образования отнесены только ординатура, аспирантура (адъюнктура) и докторантура, интернатура в этот перечень не входит. В то же время приказ Минздрава РФ от 16 мая 1997 г. № 148 «Об утверждении типового положения о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» объединяет интернатуру, ординатуру, аспирантуру, докторантуру понятием «послевузовская подготовка». Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с 1996 г. интернатура тоже отнесена к послевузовскому профессиональному образованию.

В «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» отсутствует упоминание об интернатуре как одной из форм послевузовского профессионального образования медицинских (фармацевтических) кадров.

Ординатура — часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого для подготовки или переподготовки специалистов и повышения их квалификации.

Основная задача обучения врачей в клинической ординатуре - подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики. Обучение в клинической ординатуре происходит с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения — 2 года.

Право на зачисление в клиническую ординатуру имеют врачи, успешно выдержавшие экзаменационные испытания и прошедшие по конкурсу. Наряду с этим до настоящего времени сохранена «целевая клиническая ординатура», в которую набирают по плану Минздрава России или на договорной основе между учреждением, готовящим клинических ординаторов, и учреждением (организацией), направляющим специалиста.

Клинических ординаторов готовят по индивидуальному плану, разработанному ординатором совместно со специально назначенным ответственным за подготовку сотрудником кафедры.

Образовательная программа обучения в ординатуре включает учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Ее структура:

•   обязательные дисциплины (ОД.О.00);

•   факультативные дисциплины (ФД.О.00);

•   обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00);

•   практика (П.О.00);

•   итоговая государственная аттестация (ИГА.О.00).

Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, само-

стоятельно определяют сроки проведения практики (П.0.00) и форму контроля и отчетности о ней.

По результатам итоговой государственной аттестации решением аттестационной комиссии врачам, окончившим обучение в клинической ординатуре, выдают сертификат установленного образца, дающий право на самостоятельную работу. Кроме того, выдают удостоверение об окончании ординатуры.

Научно-педагогические и научные кадры готовят в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных учреждений или организаций, имеющих лицензию на право заниматься послевузовским профессиональным образованием.

Предоставление возможности специалистам с высшим образованием повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации в аспирантуре и докторантуре регламентировано Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814.

Аспирант — специалист, который имеет высшее профессиональное образование, обучается в аспирантуре и готовит диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Докторант - специалист, имеющий ученую степень кандидата наук и зачисленный в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимают граждан Российской Федерации, имеющих высшее профессиональное образование. Обучение в аспирантуре происходит в очной или заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений в очной форме — не более 3 лет, в заочной форме — 4 лет.

В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимают граждан Российской Федерации, имеющих ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре — не более 3 лет.

Специалистам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивают ученую степень и выдают соответствующий документ.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

СЕКС ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ?

СЕКС ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ?

Если вы ждете малыша, То Наверняка в полной мере познали все Радости Процесса его зачатия и давно знаете, что Детей находят Не в Капусте. Теперь вас Трое, даже Если Этот...

ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ у детей

ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ у детей

КАкой будет улыбка малыша в будущем, определяется задолго до его появления на свет. Это обстоятельство, однако, не отменяет бдительного наблюдения за тем, как растут его первые зубки. Предприняв энергичные действия,...

НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ

Синдром навязчивости может проявляться в интелек-туальной сфере (навязчивые идеи, представления, воспоминания), в эмоциональной сфере (навязчивые страхи) и в двигательной (навязчивые движения, действия, поступки). Большинство авторов описывает появление навязчивости у ребенка...

НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОГО АППАРАТА

У детей младшего возраста нередко наблюдается так называемый нервный кашель. Особенно часто такой кашель встречается после тяжело, с «закатыванием» протекавшего коклюша и держится месяцами. Первоначально кашель возникает в связи с...

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ Государственный аудит - система независимого внешнего публичного аудита деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными), один из современных институтов...

То, что мы наследуем от родителей: Болезни, которые мы не можем избежать

То, что мы наследуем от родителей: Болезни, которые мы не можем избежать

То, что мы наследуем от родителей: Болезни, которые мы не можем избежать Генетика "обвинила" для появления многочисленных проблем со здоровьем, и в самом деле склонность по наследству. Если ваши родители ...

Зуд кожи указывает на нарушение в организме

Зуд кожи указывает на нарушение в организме

Зуд кожи указывает на нарушение в организме Зуд кожи может указывать на определенные нарушения или заболевания, это может быть показателем работы иммунной системы в организме и может служить в качестве...

Упражнение является неотъемлемой частью моей жизни

Упражнение является неотъемлемой частью моей жизни

Упражнение является неотъемлемой частью моей жизни Каждый день я занимаюсь, потому что я балерина Национального театра. Я практикую 10 часов, так что я репетировал, а потом готовит ТВ-шоу "Портрет плюс",...

ЛИХОРАДЯЩИЙ РЕБЕНОК

ЛИХОРАДЯЩИЙ РЕБЕНОК

▲ Определение нормальной температуры тела. ▲ Возможные причины лихорадки. ▲ Классификация типов повышения температуры тела. ▲ Показания к применению симптоматических жаропонижающих средств. ▲ Диагностический поиск при лихорадке неясного генеза. ...

Гормоны любви

Гормоны любви

Во-первых, она начинается с того, что нас привлекает симпатичный представитель противоположного пола, и в мозгу происходит сложная химическая реакция, результатом которой является гормон фенилэтиламин — гормон увлечения,...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Организация медицинской помощи детям определяется вступившим в действие ] января 2012 г. Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Законом...

ОТДЕЛЯЕМОЕ ИЗ НОСА

Отделяемое из носа — характерный признак поражения верхних дыхательных путей респираторной вирусной инфекцией. Клинические признаки ОРВИ: Серозное отделяемое из носа, отек слизистой оболочки, затруднение носового дыхания — нередко в сочетании...

СВАДЬБА И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ПО-МАРАТХСКИ: ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

СВАДЬБА И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ПО-МАРАТХСКИ: ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

И. П.Глушкова  Свадьба - кульминационный момент в жизни маратха. А маратхская женщина, без преувеличения, готовится к нему всю жизнь — сначала к собственной свадьбе, а потом к свадьбе своих детей....

НОРМЫ ПРИБАВКИ В ВЕСЕ

НОРМЫ ПРИБАВКИ В ВЕСЕ

Во время беременности вы, естественно, поправитесь. На сколько вы должны поправляться во время беременности, покажет табл. 1.5.

10 лучших продуктов для плоского живота

10 лучших продуктов для плоского живота

10 лучших продуктов для плоского живота Мы все знаем, что единственный способ добиться плоского живота регулярные физические упражнения в сочетании с правильным питанием. Но сама физическая активность не может сделать...

Разница между хорошим боссом и большой босс

Разница между хорошим боссом и большой босс

Если вам повезет, ваш босс будет харизматическая личность и настоящий лидер, который знает, как оценить свои достижения и кто хочет слушать. Знаете ли вы, большой босс? И если у...

wume.ru