Для анализа и сравнения числа коек в РФ и за рубежом необходимо использовать общую методологию исчисления - OECD Health Data 2012.

По этой методологии считают: 1) «все больничные койки», или «hospital beds» (предназначенные для круглосуточного пребывания пациентов); 2) «лечебные койки», или «curative acute care beds» (предназначенные для круглосуточного интенсивного и неотложного лечения пациентов, без коек реабилитации, коек для лечения пациентов с нарушениями психики и коек длительного ухода), а также — 3) «койки длительного ухода», или «long term care beds» (предназначенные для пациентов, которые вследствие инвалидности или старости не способны к самообслуживанию). Последние включают кроме одноименных коек, расположенных в больничных учреждениях, койки в учреждениях медико-социального обслуживания.

Общее число больничных коек в 2011 г. в РФ составило 1.34 млн, или 9,4 на 1000 населения (что выше в 1,9 раза по сравнению со странами ОЭСР). Из них лечебных коек для интенсивного и неотложного лечения в РФ — в 2,2 раза больше, чем в странах ОЭСР (7,5 и 3,4 коек на 1000 населения соответственно; рис. 4.9). Таким образом, в РФ доля лечебных коек в общей численности коек в РФ составляет 80%, а в развитых странах — 69%, что говорит о неоптимальной структуре коечного фонда в РФ-

Если же посчитать обеспеченность койками длительного ухода, то в РФ их в 2,5 раза меньше, чем в странах ОЭСР (2.41 и 6,0 на 1000 населения соответственно). Потребность в этих койках в связи с возросшей долей пожилого населения будет расти и дальше. Среди них число хосписных коек для терминальных онкологических больных просто недопустимо мало. Увеличение числа этих коек позволило бы облегчить страдания этой категории пациентов.

Следует отметить, что из-за диспропорций в структуре коечного фонда пациенты, нуждающиеся в восстановительном лечении и длительном уходе, занимают

койки интенсивного лечения. Вместе с тем стоимость пребывания пациентов на койках интенсивного лечения в 1,5-2 раза дороже, чем на койках восстановительного лечения и реабилитации, а последние во столько же раз дороже, чем койки длительного ухода. Кроме того, по экспертным данным, до 30% пациентов, находящихся на стационарном лечении, могли бы вообще лечиться в амбулаторных условиях. Все это означает, что в здравоохранении не отлажена поэтапная система оказания медицинской помощи и не созданы условия для ее реализации. Например, чтобы койки интенсивного лечения использовались по назначению, необходимы доступная медицинская помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, в том числе бесплатное обеспечение лекарствами и доступные медицинские услуги по восстановительному лечению и долговременному уходу как в стационарных, так и в амбулаторных условиях.

Использование коек не по профилю, медленное внедрение высоких технологий в практику, а также неоптимальные нормативы оснащения1 приводят к неэффективному использованию коечного фонда по сравнению с развитыми странами. В России в 2011 г. длительность пребывания на лечебных койках хотя и сократилась по сравнению с показателем 1995 г., но по-прежнему в 1,9 раза выше, чем в странах ОЭСР, и составляет 12,4 дня (рис. 4.10).

Средние показатели оснащенности коечным фондом в стране затушевывают ситуацию по резкому ухудшению обеспеченности койками в сельской местности. За последние 16 лет обеспеченность коечным фондом сельского населения уменьшилась почти в 2 раза (с 7,2 в 1995 г. до 3,7 в 2011 г. в расчете на 1 тыс. населения). Произошло это преимущественно за счет сокращения числа коек в районных и участковых больницах. Одновременно в 3.3 раза сократилось и число амбулаторно-поликлинических учреждений (с 9217 до 2812 в 2011 г.), число ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) с 2005 по 2011 г. уменьшилось

на 13% (с 42,2 до 36,8 тыс.). Плановая мощность (по числу посещений в смену) сократилась с 2005 по 2011 г. на 11%'. Все это вкупе с дефицитом кадров в сельской местности и увеличением заболеваемости населения существенно снижает доступность медицинской помощи сельским жителям.

Серьезным недостатком является также изношенность основных фондов в государственных и муниципальных учреждениях. По итогам 2011 г., 47% учреждений здравоохранения находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. Амбулаторно-поликлинические учреждения, требующие капитального ремонта, составляют 25,7%. В большинстве государственных учреждений не используются энерго- и теплосберегающие технологии и не отлажен контроль в этом направлении. Соответственно имеет место перерасход бюджетных средств на эти цели вместо использования их на оплату труда медицинских работников и закупки ЛС.

Имеет место недостаточная оснащенность медицинских организаций современным оборудованием. Например, по экспертным оценкам, в РФ обеспеченность компьютерными томографами составляет 9 томографов на 1 млн человек2. Это в 2,6 раза меньше, чем в среднем в странах ОЭСР (23,0), и в 1.4 раза ниже, чем в странах с близким к РФ ВВП (Чехия. Венгрия. Польша. Словакия - 12.5 на 1 млн населения), рис. 4.11.

Магнитно-резонансных томографов в расчете на 1 млн человек в РФ в 5,4 раза меньше, чем в странах ОЭСР, и в 2 раза меньше, чем в «новых» странах ЕС (2,3 и 4,9 соответственно), рис. 4.12; маммографов - в 1,6 раза меньше, чем в странах ОЭСР (рис. 4.13)3. Такая слабая материально-техническая оснащенность снижает качество и доступность диагностической и лечебной помощи пациентам.

Строительство инфраструктуры и материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения в субъектах РФ должно происходить на основании единой долгосрочной программы, сбалансированной и обоснованной на федеральном уровне, в том числе в соответствии с едиными стандартами оснащения. В результате в одних субъектах РФ имеется переизбыток мощностей (а значит, их неэффективное использование), в других — их существенный дефицит. В ряде случаев субъекты РФ, руководствуясь политическими амбициями и коррупционными

интересами, инициируют строительство, которое не могут полностью финансово обеспечить за счет региональных бюджетных средств. В результате страдают другие статьи расходов на здравоохранение, в том числе заработная плата медицинских работников и лекарственное обеспечение населения. В настоящее время не разработаны стандарты и не контролируются показатели эффективности использования медицинского оборудования.

Следует отметить, что в 2010-2011 гг. Министерство здравоохранения и социального развития за счет дополнительных средств (около 220 млрд руб. ежегодно в результате увеличения тарифов страховых взносов на 2%) реализовывало программу модернизации здравоохранения, направленную на улучшение инфраструктуры регионального здравоохранения (завершение строительства объектов здравоохранения и закупка дорогостоящего оборудования). Однако, по данным Счетной палаты, средства, предусмотренные на эту программу, в 2011 г. были потрачены только на 59%. Связано это с неготовностью регионов к их освоению: поздним началом строительства, отсутствием площадок для установки оборудования и неэффективным управлением. В ряде случаев уже установленное оборудование простаивает из-за отсутствия специалистов1. Все это - свидетельство недостаточно эффективного расходования государственных ресурсов.

wume.ru