Выбор США связан с тем, что в этой стране более 60 лет медицинская помощь населению финансируется преимущественно на основе ДМС (более 70% населения застрахованы по ДМС), в отличие от стран ЕС и РФ, в которых сложились солидарные и регулируемые государством системы финансирования медицинской помощи. СМО и поставщики медицинских услуг (врачи общей практики и стационары) в подавляющем большинстве - частные компании, конкурирующие между собой, а вмешательство государства в этот процесс ограниченно. Страховые тарифы и цены на медицинские услуги по программам ДМС не регулируются.

Проблемы здравоохранения США. Главная проблема здравоохранения США - его низкая эффективность по сравнению с другими развитыми странами: при больших вложениях в здравоохранение показатели здоровья населения в США хуже, чем в старых странах ЕС, и практически на уровне новых стран ЕС.

Ожидаемая продолжительность жизни в США в 2010 г. составила 78,7 лет, что на 2,3 года меньше, чем в старых странах ЕС. СКС (стандартизированный с учетом возрастной структуры населения коэффициент смертности) составил в 2010 г. в США 8,7 случая на 1000 населения, что на 58% выше, чем в старых странах ЕС.

При этом США тратит на здравоохранение значительно ббльшие ресурсы, чем страны ЕС. Общие расходы на здравоохранение в США в 2010 г. — 17,6% ВВП,

или 8233 $ППС (1 $ППС=16 рублей) на душу населения в год. Для сравнения: Россия расходует на здравоохранение из всех источников 5,5% ВВП, или 1154 $ППС в год на душу населения. Эти расходы в США в 2,5 раза больше, чем в среднем в странах ОЭСР. — 3288 $ППС на душу населения в год (ОЭСР - большинство стран ЕС, Канада, США, Мексика, Япония, Южная Корея и Австралия).

Таким образом, здравоохранение США достигает худших, чем в большинстве старых стран ЕС, показателей здоровья населения, затрачивая при этом гораздо бблыние средства на здравоохранение, т.е. оно менее эффективно. Эти данные подтверждены исследованиями Фонда общественного благосостояния в 2005 г. При сравнении 18 стран по более 30 показателям (предотвратимая смертность населения, младенческая смертность, ожидаемая продолжительность жизни населения, удовлетворенность пациентов, безопасность медицинской помощи и др.) выявлено, что США находятся далеко не на первом месте. Итоговый рейтинг США (отличие показателей в США от лучших стран) составляет 66%.

Вторая проблема - большое число незастрахованных — 50 млн граждан (16% населения), и, как следствие, существенные различия в доступности медицинской помощи незастрахованных граждан. Третья - неконтролируемый рост расходов на здравоохранение — 17,5% ВВП (2,6 трлн долларов в год), в отличие от стран ЕС, где эти расходы в среднем составляют 8,3% ВВП. Если рост расходов на здравоохранение в США будет и далее расти со средним темпом 0.5% ВВП в год, как в 2000-2009 гг., то через 70 лет расходы на здравоохранение в США составят 40% ВВП.

Проблема с наличием незастрахованных граждан в США приводит к серьезным последствиям: около 20 тыс. смертей (0,8% всех смертей за год) связаны с отсутствием у граждан медицинской страховки. Необходимость оплаты лечения в отсутствие медицинского страхования - ведущая причина банкротства в США. Непомерно растущие расходы на медицинскую помощь вынуждают страховые компании поднимать тарифы на добровольное медицинское страхование. В свою очередь, работодатели, которые должны оплачивать эти высокие тарифы, или уменьшают покрытие страховых планов своих работников, или снижают заработную плату работникам, чтобы покрыть расходы на их медицинское страхование. или просто лишают часть работников страховки. Таким образом, прямо или косвенно происходит перекладывание расходов на медицинское страхование на плечи самих работников или снижение уровня оплаты их труда.

Поставщики медицинских услуг, оказывая медицинскую помощь тем, кто не может за нее заплатить, вынуждены поднимать тарифы на услуги. Происходит перекрестное покрытие затрат на медицинские услуги незастрахованным из средств застрахованных. Таким образом, поддерживаются условия для постоянного роста тарифов на медицинскую помощь.

К перечисленным проблемам здравоохранения США необходимо добавить дезинтеграцию оказания медицинской помощи, которая связана со свободным выбором пациентами врача общей практики и стационара, и отсутствие стандартов лечения на всех этапах и уровнях оказания медицинской помощи, что приводит к излишним и повторным назначениям, и в целом затрудняет оказание медицинской помощи. Все это приводит к неэффективному расходу 1/3 средств, затрачиваемых на здравоохранение, а 3-10% средств преднамеренно растрачивается впустую.

Таким образом, в системе здравоохранения США. кроме отсутствия общей эффективности, существует низкая доступность медицинской помощи населению (16% незастрахованных), неконтролируемый рост расходов на здравоохранение и дезинтеграция оказания медицинской помощи пациентам. Большинство этих проблем связано с наличием «свободного» рынка в здравоохранении и отсутствием государственного регулирования цен на медицинские услуги.

Реформа здравоохранения

Для решения сложившихся проблем Правительство США весной 2010 г. подготовило программу реформирования здравоохранения и закон «О защите пациентов и доступности медицинской помощи». Однако его принятие встретило серьезную оппозицию. Главный довод оппонентов: США — страна свободного предпринимательства и в ней не должно быть никакого государственного регулирования цен, так как это может привести к национализации здравоохранения. Другим аргументом оппонентов стало возражение, что богатые и средний класс не должны платить дополнительные налоги для медицинского страхования незастрахованных.

В результате одна из самых важных норм этого закона — обязанность каждого гражданина страховаться - признана неконституционной. Внесение обязательности медицинской страховки каждого гражданина было рассмотрено в Верховном суде США в июне 2012 г., в результате принято положительное решение. Таким образом, эта норма введена в 2013 г., другие положения реформы реализуются с 2011 г., а часть из них вступит в силу в 2014 г.

Реформа имеет 4 основных направления: обязательность страхования для всех граждан, государственное регулирование тарифов страховых взносов и объема страхового покрытия, облегчение выбора гражданами страхового плана, регулирование цен на медицинские услуги и повышение качества медицинской помощи.

Развитие системы обязательного медицинского страхования

•   Все граждане должны иметь медицинскую страховку или «мандат» на страхование.

•   Страховка покупается гражданином самостоятельно, если она стбит не более 8% его ежегодного дохода; если гражданин не страхуется, на него накладывают штраф в размере 1-2,5% дохода.

•   Если страховка стоит дороже 8% дохода гражданина и меньше 14 400 долларов в год на человека или меньше 29 330 долларов на семью из 4 человек, то государство страхует таких граждан за счет программы Medicaid (для малообеспеченных граждан).

•   Для граждан с доходами 14 400-43 320 доллара на человека в год или 29 330-88 200 долларов на семью из 4 человек предусмотрены налоговые субсидии.

•   Молодым людям в возрасте 19-26 лет, которые ранее предпочитали не страховаться, разрешено оставаться в страховом плане родителей.

•   Если субъект малого предпринимательства (25 человек и менее) решает застраховать своих работников по групповому плану, для него предусмотрены налоговые субсидии.

•   Для работодателей с численностью более 50 работников предлагают выбор: или обязательное страхование всех работников, или оплата дополнительного налога на каждого работника в размере 2000 долларов в год - около 1/3 ежегодного взноса на страхование одного работника в среднем по стране.

•   Работники среднего и малого предпринимательства имеют право остаться в групповом страховом плане работодателя, если он их устраивает.

Регулирование страховых тарифов и объема страхового покрытия

•   Страховые компании не имеют права никому отказывать в страховании и устанавливать ббльшие тарифы страхования граждан с высоким риском заболевания или больных, т.е. происходит переход на обязательное страхование.

•   Страховой план должен обязательно покрывать профилактику и раннюю диагностику заболеваний, стационарное лечение, лекарственное обеспечение амбулаторных больных и услуги долговременного ухода, т.е. государство устанавливает «базовый пакет» медицинского страхования.

•   Государство устанавливает лимит — 6000 долларов в год — на «соплатежи» застрахованных за медицинскую помощь.

•   Государство регулирует доходы страховых компаний: они должны тратить не менее 80-85% суммы средств собранных страховых взносов на оплату медицинской помощи, т.е. не более 15-20% средств у них остается на административные издержки и прибыль.

Для упрощения отбора страхового плана для населения создают «биржу» страховых планов, на которой граждане и работодатели могут на конкурентной основе выбрать наиболее подходящий страховой план и получить консультации. Ута деятельность будет поддерживаться через Интернет и call-центры.

Для регулирования цен на медицинские услуги и повышение качества медицинской помощи предложены разные механизмы.

•   Налог на «-Кадиллак». Большинство работодателей в США имеют налоговые вычеты на медицинское страхование, это их стимулирует формировать щедрые отчисления на страхование и не задумываться о стоимости медицинской помощи. С одной стороны, это снижает налоговые поступления в государственный бюджет. С другой, страховые компании и поставщики медицинских услуг формируют высокие тарифы на свои услуги. Для того чтобы избежать этой ситуации, введен дополнительный налог на страховые компании, которые имеют самые высокие тарифы страховых взносов.

•   Организация «биржи» страховых планов и прозрачная конкуренция между ними.

•   Создание «Независимого консультативного совета по финансированию». решения которого должны обязательно рассматриваться в Конгрессе.

•   Создание комиссии для «Сравнительной оценки медицинских технологий». Оплата из государственного кармана и частных страховых компаний, которые тоже заинтересованы в снижении издержек, будет происходить только за высокоэффективные медицинские вмешательства.

•   Включение медицинских организаций в план «Подотчетных медицинских организаций». Если медицинская организация или частнопрактикующий врач (врачи) вступают в эту программу, то они обязаны отчитываться перед государством за качество и результаты оказания медицинской помощи по установленным 33 показателям. Если их значение будет на должном уровне и организация смогла сэкономить 2-4% установленных тарифов за услуги, она получает 60-70% сэкономленных средств в качестве бонуса. Предполагают. что экономия может быть достигнута внедрением стандартов, уменьшением дублирования процедур, интеграцией оказания медицинской помощи.

Таким образом, эта модель мотивирует поставщиков медицинских услуг экономить средства государственных программ при поддержании качества на высоком уровне.

Реформы предполагают финансировать преимущественно за счет федерального бюджета (90%) и только оставшиеся 10% за счет бюджета штатов. Всего на реформу планируют потратить около 940 млрд долларов за 10 лет. Предположительный источник дополнительного финансирования здравоохранения - налог на богатых, которые получают доходы более 200 тыс долларов в год. Причем база для исчисления налога — не только заработная плата, но и доходы от инвестиций. Несмотря на огромные затраты, по подсчетам экспертов, это единственная реформа, которая уже через 10 лет за счет снижения рзеходов на оказание медицинской помощи позволит уменьшить дефицит федерального бюджета США на I трлн долларов.

Эксперты рассчитали результаты реализации реформы. Для населения: 32 млн американцев будут дополнительно застрахованы к 2019 г.. пожилые американцы получат увеличение объемов лекарственного обеспечения по рецептам врачей. уменьшение размера соплатежей за эти лекарства, им обеспечат включение в страховые планы скрининг заболеваний. Страховые компании получат увеличение числа застрахованных минимум на 25 млн человек. Поставщики медицинских

услуг - дополнительные доходы за счет вновь застрахованных. Государство избежит роста дефицита федерального бюджета.

Реформа уже апробирована в штатах Массачусетс и Вермонт: число незастрахованных граждан в штате Массачусетс за год уменьшено на 67%. страховые тарифы на рынке негруппового страхования снижены на 50%. и 2/3 населения активно поддерживают эту реформу. В трех штатах (Нью-Йорк. Мэн и Аризона) расширение объемов финансирования государственной программы страхования для малоимущих (Medicaid) и. как следствие, увеличение числа застрахованных и увеличение объемов бесплатной медицинской помощи для всех застрахованных по этой программе привели к снижению смертности населения, повышению доступности медицинской помощи и улучшению здоровья но оценкам самих застрахованных.

Уроки

Через 70 лет существования рыночных отношений в здравоохранении (нерегулируемое государством ДМС для большинства населения, нерегулируемые цены на медицинские услуги и свобода выбора пациентом СМО. врача и медицинской организации) здравоохранение США столкнулось с неразрешимыми проблемами: неэффективность, неконтролируемый рост расходов на здравоохранение, снижение доступности медицинской помощи населению.

В этой связи Правительство США разработало, провело через Парламент и приступило к реализации комплекса реформ, суть которых сводится к переходу на солидарную систему ОМС населения, реализуемую частными СМО. и на установление государственного регулирования деятельности частных страховых компаний и поставщиков медицинских услуг. Государство установило базовый пакет государственных гарантий, который должен быть обеспечен за счет средств ОМС. Внедрение реформы в пилотных регионах привело к положительным результатам решения имеющихся проблем.

Таким образом, на примере США можно сделать главный вывод, что рыночные отношения в финансировании и управлении здравоохранением малоэффективны.

Рекомендации для России

В политике развития здравоохранения РФ на долгосрочную перспективу необходимо предусмотреть сохранение и развитие общественной, основанной на солидарном принципе системы финансирования программы государственных гарантий для населения РФ. Источники финансирования этой системы — средства ОМС и бюджеты всех уровней. Следует воздержаться от внедрения рыночных отношений в вопросе финансирования ПГГ. а именно: замена ОМС для части населения на ДМС. конкуренция частных СМО за застрахованных и либерализация государственного контроля гарантий и страховых тарифов. В части управления государственным здравоохранением такие рыночные механизмы (нормы), как право выбора пациентом СМО. врача и медицинской организации, свободные цены на медицинские услуги, следует проводить под контролем государства. При отсутствии государственного регулирования эти нормы могут привести к снижению доступности медицинской помощи и ее дезинтеграции, как это произошло в США.

Дополнительными источниками финансового обеспечения программы государственных гарантий в РФ могут стать налоги на сверхбогатых.

Нет необходимости вводить дополнительные налоговые льготы для предприятий на добровольное медицинское страхование, это может привести к снижению

поступлений в бюджет и нерегулируемому росту тарифов на медицинское страхование и, как следствие, к росту потребления медицинской помощи.

При внедрении новой системы оплаты труда медицинских работников и совершенствовании оплаты медицинских организаций, можно использовать опыт США оплаты поставщиков медицинских услуг в зависимости от результатов и качества медицинской помощи. За основу могут быть взяты индикаторы, принятые в США.


 

 



 

 

 

Читайте также:

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

wume.ru