В 1990-е гг. в России начались радикальные социальные и экономические перемены, которые не могли не затронуть здравоохранение. В медицинской отрасли, где ранее работа осуществлялась только в соответствии с планом, принципами единоначалия и госбюджетом, появились первые учреждения частной системы здравоохранения, платные услуги, обязательное страхование; началась приватизация аптечных организаций.

Либерализация государственного устройства, децентрализация управления, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную обусловили необходимость более четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здравоохранения. Существенное влияние на это оказал и резкий рост информированности общества о международном опыте правового регулирования здравоохранения и прав человека. С появлением российского Парламента начался небывалый всплеск законотворчества.

На начальном этапе формирования законодательства о здравоохранении не существовало научно обоснованной и принятой обществом концепции его реформы и опыта законотворческой деятельности не только в области здравоохранения. Законодательное поле было практически пустым, а опыт законотворчества у тех, кто должен был его «засеять», фактически отсутствовал. Исполнительная власть, научные учреждения, занимающиеся теорией государства и права, не готовы были

представить в Парламент необходимые для здравоохранения законопроекты. Поэтому в законотворческую работу включились не столько специалисты-юристы, сколько работники практического здравоохранения.

Законотворчество в те годы проходило на волне мечтаний о демократизации общества, попыток радикально и сразу изменить положение в стране в целом и в здравоохранении в частности. Лишь постепенно с утратой иллюзий и приобретением опыта началась планомерная работа над законами.

Существовавшие в начале 1990-х гг. законодательные механизмы позволяли наряду с законами принимать постановления Верховного Совета РФ — нормативно-правовые акты (НПА). которые не требовали столь кропотливой и долгой подготовки, как закон. Период 1990-1993 гг. насыщен постановлениями Верховного Совета РФ, которые довольно оперативно влияли на решение актуальных проблем здравоохранения.

Сложившаяся практика принятия законов привела к тому, что начиная с 1990 г. в законотворчестве наметилась тенденция разработки основ законодательства в различных областях экономики, которые развивались на региональном уровне с принятием соответствующих законов субъектами РФ. Доминирующей стала концепция совместного ведения, включая здравоохранение. В связи с этим по вопросам совместного ведения приняты федеральные законы.

В 1990-1993 гг. принято 7 законов в области здравоохранения (табл. 3.1).

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (от 19 апреля 1991 г. № 1034-1) — первый законодательный акт в сфере охраны здоровья граждан, принятый Верховным Советом России. В законе реализована идея разделения служб практического здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора. В новой редакции он и в настоящее время играет существенную роль в регулировании санитарно-эпидемиологического благополучия страны.

В соответствии с Федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г. № 1499-1) медицинское страхование установлено для всех граждан РФ. Крайне важно, что закон в период кардинальных социальных и экономических реформ закрепил за системой здравоохранения один из наиболее устойчивых источников финансирования — средства ОМС. Важнейший переломный момент в формировании российского законодательства — закрепление в законе прав граждан на охрану здоровья. Застрахованный гражданин получил право на выбор медицинского учреждения и врача.

Однако ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» со временем перестал соответствовать современным требованиям к организации обязательного государ-

ственного социального страхования, прежде всего в части создания действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатную медицинскую помошь. Необходимость решения этих проблем привела к принятию в 2010 г. нового Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Впервые в истории России Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 2 июля 1992 г. № 3185-1) определил права людей, страдающих психическими расстройствами, в том числе право на помощь адвоката или законного представителя. Запрещено ограничение прав и свобод больных с психическими заболеваниями только на основании диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении. Специальные разделы закона касаются контроля и прокурорского надзора за оказанием психиатрической помощи. Установлена ответственность, в том числе уголовная, за нарушение указанного закона.

В РФ допущено изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти для трансплантации, порядок которого нашел отражение в Федеральном законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (от 22 декабря

1992  г. № 4180-1). Он установил, что органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Одновременно запрещено принуждение к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации. Лица, участвующие в таких коммерческих сделках, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Несмотря на важность правовых норм, закрепленных в законе, для регулирования трансплантации органов и тканей, в российском законодательстве существует ряд пробелов и неопределенностей по поводу пересадки органов человека. Наиболее сложна, но требует максимально быстрого устранения коллизия двух федеральных законов, ставящая под сомнение легальность существующей практики посмертного донорства органов.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» (от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ) поставил под сомнение легальность существующей в настоящее время практики изъятия органов умерших для трансплантации на основании «презумпции согласия». Изданный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» де-юре вводил «презумпцию несогласия». Возникла коллизия законов, что поставило под сомнение легальность изъятия органов умерших для трансплантации на основании «презумпции согласия», т.е. посмертного донорства органов, и дальнейшую судьбу развития трансплантологии. Этот вопрос в настоящее время - основной и наиболее трудный в проблеме правового регулирования трансплантологии. Поэтому в феврале 2012 г. началось рассмотрение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"».

Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» (от 9 июня

1993 г. № 5142-1) определил:

•   основные принципы организации донорства крови и ее компонентов;

•   права и обязанности доноров;

•   порядок деятельности медицинских учреждений, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;

•   порядок контроля качества крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов.

В настоящее время принята новая редакция этого закона: Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» (от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ).

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 г. № 5487-1) - базовый закон в области охраны

здоровья граждан. Принятие Основ дало мощный импульс развитию законодательства в сфере здравоохранения, в том числе и на уровне субъектов РФ. В Основах впервые в законодательной практике проблему здоровья населения рассматривают как проблему общегосударственного значения, а правовые нормы охватывают широкий круг общественных отношений, а не только системы здравоохранения.

С момента принятия Основ произошли значительные перемены в экономике государства, системе исполнительной власти, организационных основах оказания медицинской помощи; определены концептуальные направления реформирования и модернизации здравоохранения и смежных отраслей, выработаны подходы к их регулированию, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья.

Кроме того, принято большое число законодательных актов в смежных отраслях, затрагивающих права граждан в охране здоровья и оказании медицинской помощи.

При этом отмечен ряд правовых пробелов в сфере охраны здоровья граждан, а в некоторых случаях и явных нормативных противоречий, требующих новых подходов и принципов к их регулированию и решению на законодательном уровне. В 2011 г. принята новая редакция закона — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В связи с роспуском Верховного Совета РФ в 1993 г. и формированием Государственной думы РФ в 1994-1995 гг. законотворчество в сфере охраны здоровья граждан продолжил Комитет Государственной думы (ГД) по охране здоровья.

В 1994-1995 гг. приняты 4 закона в области здравоохранения (табл. 3.2).

В соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли — особо охраняемые природные объекты и территории. Природные лечебные ресурсы объявлены государственной собственностью, которая может принадлежать РФ (федеральная собственность) либо субъектам РФ (собственность субъекта РФ).

Установлен порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом, разграничены полномочия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в этой сфере.

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 163.1 Кодекса законов о труде РФ (в части предоставления работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства дополнительных оплачиваемых выходных дней)» (от 15 февраля 1995 г. № 14-ФЗ) устранил разночтения между законодательством о труде и «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан». Согласно статье 29 (Права инвалидов) Основ. установлена норма, по которой для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет одному из родителей или лиц, их заменяющих. предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ) гарантированы информирование населения о мерах профилактики ВИЧ-инфекции, эпиднадзор за ее распространением на территории РФ, бесплатное предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.

Установлены гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, предусмотрен порядок медицинского освидетельствования, которое проводят в основном добровольно, за исключением предусмотренных законом случаев. Обязательному медицинскому освидетельствованию в РФ подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА 1-3 ЛЕТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА 1-3 ЛЕТ

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА Утренняя гимнастика подготавливает организм ребенка к предстоящей дневной нагрузке. Ее следует проводить с конца второго года жизни в виде игры. Включать вводную ходьбу, несколько специальных упражнений и...

КРАТКИЙ ЛЕЧЕБНИК

Абсцессы (см. легкие, мозг). Авитаминоз, пеллагра (хроническая болезнь). Вызывается недостатком в организме витамина В2, выражается в виде поражений кожи (шелушения, дерматиты), нарушения работы желудочно-кишечного тракта (рвота, понос), психических расстройств, опухолей...

Демографический статус и состояние здоровья населения РФ

Демографический статус и состояние здоровья населения РФ

2.1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ Демография (от греч. demos — народ ngrapho — писать) - наука. которая изучает воспроизводство населения как процесс непрерывного изменения его численности и структуры в ходе смены одного...

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

По определению Всемирной Организации Здравохранения, планирование семьи включает предохранение от нежелательной беременности, свободный выбор количества и времени рождения детей в зависимости от возраста и здоровья родителей. В 2000 году была...

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

Во время первого визита вам измерят рост, вес и артериальное давление. Данные первого осмотра — отправная точка, по которой будут оцениваться Изменения в состоянии вашего здоровья в период беременности,...

ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОПЫТА АУДИТОРОВ ДРУГИХ СТРАН ПРИ ПОДГОТОВКЕ КО…

При проведении Счетной палатой РФ аудита эффективности в здравоохранении особое значение уделяют удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи, включая обеспечение эффективными и безопасными лекарственными средствами. Оценка эффективности использования государственных...

МЕДИЦИНСКИЙ ОТБОР И НАПРАВЛЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ В ТУБЕРКУЛЕЗНЫЕ (ФТИЗИАТРИЧЕСКИЕ) САНАТОРИИ

Медицинский отбор и направление пациентов в туберкулезные (фтизиатрические) санатории, находящиеся в ведении субъекта РФ. федеральные туберкулезные (фтизиатрические) санаторно-курортные организации осуществляют для реабилитации больных туберкулезом, профилактики туберкулеза у лиц, относящихся к...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛА…

Федеральная служба осуществляет свою работу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия...

Организация медицинской помощи населению Российской Федерации

Организация медицинской помощи населению Российской Федерации

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПМСП - основа системы оказания медицинской помощи, включающая мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа...

История развития здравоохранения в России

После революций 1917 г. начала развиваться государственная медицина: проведены коренные реформы, консолидировано все медико-санитарное дело. В 1918 г. создана государственная система здравоохранения, объединившая все ранее существовавшие формы российской медицины. Охраной...

Медицинская наука и образование

МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА Инфраструктура В Российской Федерации в медицине и здравоохранении выстроена многоуровневая инфраструктура научных учреждений. Академия медицинских наук СССР, учрежденная постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 30 июня 1944 г....

КАК ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ВАС МЕТОД ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ БЕРЕМЕННОСТИ

Выбор метода предохранения от нежелательной беременности зависит от множества факторов, например Вашего возраста, желания иметь детей, привычек и сексуального поведения, наличия или отсутствия каких-либо сопутствующих заболеваний. Следует подчеркнуть, что универсального...

ЭНКОПРЕЗ

Энкопрез — нарушение функции прямой кишки и сфинктера заднепроходного отверстия, проявляющееся непроизвольной дефекацией. Герметизация анального канала обеспечивается тоническим сокращением сфинктера заднепроходного отверстия, функцию сфинктера регулируют центры иннервации, расположенные в головном...

Тактика и стратегия борьбы с паразитами

К сожалению, большинство наших врачей, которых предположительно хотя бы пытались научить стратегии борьбы с заболеваниями, не имеют представления (или не дают себе труда представить) даже о тактике этой борьбы. Что...

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Задачи, стоящие в области охраны здоровья и демографии, потребовали новых подходов к развитию отрасли, что выразилось в проведении в настоящее время целого ряда широкомасштабных реформ, затронувших все основные сферы здравоохранения....

План-конспект профилактической противопаразитарной терапии медикаментозными средствами

План-конспект профилактической противопаразитарной терапии медикаментозными средствами

Примечание: представлен вариант для взрослого, относительно здорового человека, без хронических заболеваний печени и почек, не имеющего противопоказаний к перечисленным препаратам. ВНИМАНИЕ! Перечисленные в таблице рекомендованные препараты имеют противопоказания! Внимательно читайте...

ПРОГЕСТЕРОН: ГОРМОН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА БЕРЕМЕННОСТЬ И ОТЛОЖЕНИЕ ЖИРА

Цорис, пятидесятилетняя дама-адвокат, обратилась за консультацией, обеспокоенная тем, что за последние полтора-два года она поправилась более чем на пятьдесят фунтов (20 кг). Она не могла понять, что происходит, ведь она...

СИНДРОМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ

Двигательные нарушения у детей раннего возраста в основном определяются состоянием мышечного тонуса и рефлекторной активностью. Синдром мышечной гипотонии: Часто обнаруживается у грудных детей, характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением...

wume.ru