В 1990-е гг. в России начались радикальные социальные и экономические перемены, которые не могли не затронуть здравоохранение. В медицинской отрасли, где ранее работа осуществлялась только в соответствии с планом, принципами единоначалия и госбюджетом, появились первые учреждения частной системы здравоохранения, платные услуги, обязательное страхование; началась приватизация аптечных организаций.

Либерализация государственного устройства, децентрализация управления, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную обусловили необходимость более четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здравоохранения. Существенное влияние на это оказал и резкий рост информированности общества о международном опыте правового регулирования здравоохранения и прав человека. С появлением российского Парламента начался небывалый всплеск законотворчества.

На начальном этапе формирования законодательства о здравоохранении не существовало научно обоснованной и принятой обществом концепции его реформы и опыта законотворческой деятельности не только в области здравоохранения. Законодательное поле было практически пустым, а опыт законотворчества у тех, кто должен был его «засеять», фактически отсутствовал. Исполнительная власть, научные учреждения, занимающиеся теорией государства и права, не готовы были

представить в Парламент необходимые для здравоохранения законопроекты. Поэтому в законотворческую работу включились не столько специалисты-юристы, сколько работники практического здравоохранения.

Законотворчество в те годы проходило на волне мечтаний о демократизации общества, попыток радикально и сразу изменить положение в стране в целом и в здравоохранении в частности. Лишь постепенно с утратой иллюзий и приобретением опыта началась планомерная работа над законами.

Существовавшие в начале 1990-х гг. законодательные механизмы позволяли наряду с законами принимать постановления Верховного Совета РФ — нормативно-правовые акты (НПА). которые не требовали столь кропотливой и долгой подготовки, как закон. Период 1990-1993 гг. насыщен постановлениями Верховного Совета РФ, которые довольно оперативно влияли на решение актуальных проблем здравоохранения.

Сложившаяся практика принятия законов привела к тому, что начиная с 1990 г. в законотворчестве наметилась тенденция разработки основ законодательства в различных областях экономики, которые развивались на региональном уровне с принятием соответствующих законов субъектами РФ. Доминирующей стала концепция совместного ведения, включая здравоохранение. В связи с этим по вопросам совместного ведения приняты федеральные законы.

В 1990-1993 гг. принято 7 законов в области здравоохранения (табл. 3.1).

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (от 19 апреля 1991 г. № 1034-1) — первый законодательный акт в сфере охраны здоровья граждан, принятый Верховным Советом России. В законе реализована идея разделения служб практического здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора. В новой редакции он и в настоящее время играет существенную роль в регулировании санитарно-эпидемиологического благополучия страны.

В соответствии с Федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г. № 1499-1) медицинское страхование установлено для всех граждан РФ. Крайне важно, что закон в период кардинальных социальных и экономических реформ закрепил за системой здравоохранения один из наиболее устойчивых источников финансирования — средства ОМС. Важнейший переломный момент в формировании российского законодательства — закрепление в законе прав граждан на охрану здоровья. Застрахованный гражданин получил право на выбор медицинского учреждения и врача.

Однако ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» со временем перестал соответствовать современным требованиям к организации обязательного государ-

ственного социального страхования, прежде всего в части создания действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатную медицинскую помошь. Необходимость решения этих проблем привела к принятию в 2010 г. нового Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Впервые в истории России Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 2 июля 1992 г. № 3185-1) определил права людей, страдающих психическими расстройствами, в том числе право на помощь адвоката или законного представителя. Запрещено ограничение прав и свобод больных с психическими заболеваниями только на основании диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении. Специальные разделы закона касаются контроля и прокурорского надзора за оказанием психиатрической помощи. Установлена ответственность, в том числе уголовная, за нарушение указанного закона.

В РФ допущено изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти для трансплантации, порядок которого нашел отражение в Федеральном законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (от 22 декабря

1992  г. № 4180-1). Он установил, что органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Одновременно запрещено принуждение к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации. Лица, участвующие в таких коммерческих сделках, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Несмотря на важность правовых норм, закрепленных в законе, для регулирования трансплантации органов и тканей, в российском законодательстве существует ряд пробелов и неопределенностей по поводу пересадки органов человека. Наиболее сложна, но требует максимально быстрого устранения коллизия двух федеральных законов, ставящая под сомнение легальность существующей практики посмертного донорства органов.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» (от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ) поставил под сомнение легальность существующей в настоящее время практики изъятия органов умерших для трансплантации на основании «презумпции согласия». Изданный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» де-юре вводил «презумпцию несогласия». Возникла коллизия законов, что поставило под сомнение легальность изъятия органов умерших для трансплантации на основании «презумпции согласия», т.е. посмертного донорства органов, и дальнейшую судьбу развития трансплантологии. Этот вопрос в настоящее время - основной и наиболее трудный в проблеме правового регулирования трансплантологии. Поэтому в феврале 2012 г. началось рассмотрение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"».

Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» (от 9 июня

1993 г. № 5142-1) определил:

•   основные принципы организации донорства крови и ее компонентов;

•   права и обязанности доноров;

•   порядок деятельности медицинских учреждений, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;

•   порядок контроля качества крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов.

В настоящее время принята новая редакция этого закона: Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» (от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ).

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 г. № 5487-1) - базовый закон в области охраны

здоровья граждан. Принятие Основ дало мощный импульс развитию законодательства в сфере здравоохранения, в том числе и на уровне субъектов РФ. В Основах впервые в законодательной практике проблему здоровья населения рассматривают как проблему общегосударственного значения, а правовые нормы охватывают широкий круг общественных отношений, а не только системы здравоохранения.

С момента принятия Основ произошли значительные перемены в экономике государства, системе исполнительной власти, организационных основах оказания медицинской помощи; определены концептуальные направления реформирования и модернизации здравоохранения и смежных отраслей, выработаны подходы к их регулированию, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья.

Кроме того, принято большое число законодательных актов в смежных отраслях, затрагивающих права граждан в охране здоровья и оказании медицинской помощи.

При этом отмечен ряд правовых пробелов в сфере охраны здоровья граждан, а в некоторых случаях и явных нормативных противоречий, требующих новых подходов и принципов к их регулированию и решению на законодательном уровне. В 2011 г. принята новая редакция закона — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В связи с роспуском Верховного Совета РФ в 1993 г. и формированием Государственной думы РФ в 1994-1995 гг. законотворчество в сфере охраны здоровья граждан продолжил Комитет Государственной думы (ГД) по охране здоровья.

В 1994-1995 гг. приняты 4 закона в области здравоохранения (табл. 3.2).

В соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли — особо охраняемые природные объекты и территории. Природные лечебные ресурсы объявлены государственной собственностью, которая может принадлежать РФ (федеральная собственность) либо субъектам РФ (собственность субъекта РФ).

Установлен порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом, разграничены полномочия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в этой сфере.

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 163.1 Кодекса законов о труде РФ (в части предоставления работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства дополнительных оплачиваемых выходных дней)» (от 15 февраля 1995 г. № 14-ФЗ) устранил разночтения между законодательством о труде и «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан». Согласно статье 29 (Права инвалидов) Основ. установлена норма, по которой для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет одному из родителей или лиц, их заменяющих. предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ) гарантированы информирование населения о мерах профилактики ВИЧ-инфекции, эпиднадзор за ее распространением на территории РФ, бесплатное предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.

Установлены гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, предусмотрен порядок медицинского освидетельствования, которое проводят в основном добровольно, за исключением предусмотренных законом случаев. Обязательному медицинскому освидетельствованию в РФ подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

КАК НАЧАТЬ ЗАКАЛИВАНИЕ?

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло еще в глубокой древности. Практически во всех странах мира оно использовалось как профилактическое средство против простуды, сопутствующее спортивным упражнениям. Закаливание не лечит,...

Автоматизированные системы клинического уровня

Медико-технологические системы - самые многочисленные АС. обеспечивающие обработку и анализ информации для поддержки медицинских технологических процессов и принятия решений. Их пользователи — медицинские работники: врачи и средний медицинский персонал. АС...

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Государственные расходы на здравоохранение в России составили в 2011 г. более 2 трлн руб. Почти 80% этих средств (1596,9 млрд руб.) расходуется на Программу госгарантий (ПГГ), в том числе на...

Что действительно вызывает растяжки и как избавиться от них

Что действительно вызывает растяжки и как избавиться от них

Что действительно вызывает растяжки и как избавиться от них На рынке есть большое количество "масленки", которые гарантируют предотвращение, и даже удаление растяжек. К сожалению, исследования показали, что кремы не имеют...

КАК ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ВАС МЕТОД ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ БЕРЕМЕННОСТИ

Выбор метода предохранения от нежелательной беременности зависит от множества факторов, например Вашего возраста, желания иметь детей, привычек и сексуального поведения, наличия или отсутствия каких-либо сопутствующих заболеваний. Следует подчеркнуть, что универсального...

Защита персональных медицинских данных в информационных системах

По ГОСТ Р 50922-2006 система защиты информации - совокупность органов и (или) исполнителей, применяемой техники защиты информации, объектов защиты информации, организованная и функционирующая по правилам и нор- мам, установленным соответствующими...

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

МИНИМАЛЬНАЯ СПИНАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

К сожалению, менее изученными, хотя и чрезвычайно распространенными, являютсятак называемые поздние (отсроченные) осложнения родовых повреждений позвоночника. К ним относится Синдром периферической цервикальной недостаточности. Клиническая картина.Вследствие хронической вертебробазилярной сосудистой недостаточности у...

ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОПЫТА АУДИТОРОВ ДРУГИХ СТРАН ПРИ ПОДГОТОВКЕ КО…

При проведении Счетной палатой РФ аудита эффективности в здравоохранении особое значение уделяют удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи, включая обеспечение эффективными и безопасными лекарственными средствами. Оценка эффективности использования государственных...

Уроки приоритетного национального проекта «Здоровье»

Уроки приоритетного национального проекта «Здоровье»

С 2006 г. под патронажем Президента РФ начали реализовывать приоритетные национальные проекты: «Образование», «Доступное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Здоровье». Наиболее масштабный и значимый проект — ПНП «Здоровье», который включает...

ПРАВДА И НЕПРАВДА О ГОРМОНАХ

Гормоны. Их окружает множество мифов. Эти мифы проникают в средства массовой информации. «Уровень эстрогена понижается при приеме премарипа. Эстроген вызывает рак, но он предотвращает заболевание сердца. Нет, не предотвращает. Эстроген...

9 причин, почему вы должны пить томатный сок каждый день

9 причин, почему вы должны пить томатный сок каждый день

9 причин, почему вы должны пить томатный сок каждый день Томат обычно используется для салатов или соков. Тем не менее его редко пьют как сок. Это большая ошибка. Этот сок...

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ НЕОЖИДАННЫХ РОДАХ

ПО ПУТИ В БОЛЬНИЦУ Если роды начались в автомобиле, роженицу следует посадить на заднее сиденье. На сиденье положить плащ, куртку или одеяло. Дальнейшие действия описаны в разделе «Неожиданные роды...

Зуд кожи указывает на нарушение в организме

Зуд кожи указывает на нарушение в организме

Зуд кожи указывает на нарушение в организме Зуд кожи может указывать на определенные нарушения или заболевания, это может быть показателем работы иммунной системы в организме и может служить в качестве...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА

Ребенку 2 лет нужно подарить зубную щетку и обучить его чистить зубы. Для лучшего удаления остатков пищи и зубного налета зубы надо чистить по 2 мин 2 раза в день:...

Педиатрический стационар (отделение)

Педиатрический стационар (отделение)

Педиатрическое отделение создают как структурное подразделение медицинского стационара. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем медицинского стационара, в составе которого оно существует. На должность заведующего отделением назначают специалиста,...

wume.ru