В 1990-е гг. в России начались радикальные социальные и экономические перемены, которые не могли не затронуть здравоохранение. В медицинской отрасли, где ранее работа осуществлялась только в соответствии с планом, принципами единоначалия и госбюджетом, появились первые учреждения частной системы здравоохранения, платные услуги, обязательное страхование; началась приватизация аптечных организаций.

Либерализация государственного устройства, децентрализация управления, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную обусловили необходимость более четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здравоохранения. Существенное влияние на это оказал и резкий рост информированности общества о международном опыте правового регулирования здравоохранения и прав человека. С появлением российского Парламента начался небывалый всплеск законотворчества.

На начальном этапе формирования законодательства о здравоохранении не существовало научно обоснованной и принятой обществом концепции его реформы и опыта законотворческой деятельности не только в области здравоохранения. Законодательное поле было практически пустым, а опыт законотворчества у тех, кто должен был его «засеять», фактически отсутствовал. Исполнительная власть, научные учреждения, занимающиеся теорией государства и права, не готовы были

представить в Парламент необходимые для здравоохранения законопроекты. Поэтому в законотворческую работу включились не столько специалисты-юристы, сколько работники практического здравоохранения.

Законотворчество в те годы проходило на волне мечтаний о демократизации общества, попыток радикально и сразу изменить положение в стране в целом и в здравоохранении в частности. Лишь постепенно с утратой иллюзий и приобретением опыта началась планомерная работа над законами.

Существовавшие в начале 1990-х гг. законодательные механизмы позволяли наряду с законами принимать постановления Верховного Совета РФ — нормативно-правовые акты (НПА). которые не требовали столь кропотливой и долгой подготовки, как закон. Период 1990-1993 гг. насыщен постановлениями Верховного Совета РФ, которые довольно оперативно влияли на решение актуальных проблем здравоохранения.

Сложившаяся практика принятия законов привела к тому, что начиная с 1990 г. в законотворчестве наметилась тенденция разработки основ законодательства в различных областях экономики, которые развивались на региональном уровне с принятием соответствующих законов субъектами РФ. Доминирующей стала концепция совместного ведения, включая здравоохранение. В связи с этим по вопросам совместного ведения приняты федеральные законы.

В 1990-1993 гг. принято 7 законов в области здравоохранения (табл. 3.1).

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (от 19 апреля 1991 г. № 1034-1) — первый законодательный акт в сфере охраны здоровья граждан, принятый Верховным Советом России. В законе реализована идея разделения служб практического здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора. В новой редакции он и в настоящее время играет существенную роль в регулировании санитарно-эпидемиологического благополучия страны.

В соответствии с Федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г. № 1499-1) медицинское страхование установлено для всех граждан РФ. Крайне важно, что закон в период кардинальных социальных и экономических реформ закрепил за системой здравоохранения один из наиболее устойчивых источников финансирования — средства ОМС. Важнейший переломный момент в формировании российского законодательства — закрепление в законе прав граждан на охрану здоровья. Застрахованный гражданин получил право на выбор медицинского учреждения и врача.

Однако ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» со временем перестал соответствовать современным требованиям к организации обязательного государ-

ственного социального страхования, прежде всего в части создания действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатную медицинскую помошь. Необходимость решения этих проблем привела к принятию в 2010 г. нового Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Впервые в истории России Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 2 июля 1992 г. № 3185-1) определил права людей, страдающих психическими расстройствами, в том числе право на помощь адвоката или законного представителя. Запрещено ограничение прав и свобод больных с психическими заболеваниями только на основании диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении. Специальные разделы закона касаются контроля и прокурорского надзора за оказанием психиатрической помощи. Установлена ответственность, в том числе уголовная, за нарушение указанного закона.

В РФ допущено изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти для трансплантации, порядок которого нашел отражение в Федеральном законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (от 22 декабря

1992  г. № 4180-1). Он установил, что органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Одновременно запрещено принуждение к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации. Лица, участвующие в таких коммерческих сделках, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Несмотря на важность правовых норм, закрепленных в законе, для регулирования трансплантации органов и тканей, в российском законодательстве существует ряд пробелов и неопределенностей по поводу пересадки органов человека. Наиболее сложна, но требует максимально быстрого устранения коллизия двух федеральных законов, ставящая под сомнение легальность существующей практики посмертного донорства органов.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» (от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ) поставил под сомнение легальность существующей в настоящее время практики изъятия органов умерших для трансплантации на основании «презумпции согласия». Изданный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» де-юре вводил «презумпцию несогласия». Возникла коллизия законов, что поставило под сомнение легальность изъятия органов умерших для трансплантации на основании «презумпции согласия», т.е. посмертного донорства органов, и дальнейшую судьбу развития трансплантологии. Этот вопрос в настоящее время - основной и наиболее трудный в проблеме правового регулирования трансплантологии. Поэтому в феврале 2012 г. началось рассмотрение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"».

Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» (от 9 июня

1993 г. № 5142-1) определил:

•   основные принципы организации донорства крови и ее компонентов;

•   права и обязанности доноров;

•   порядок деятельности медицинских учреждений, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;

•   порядок контроля качества крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов.

В настоящее время принята новая редакция этого закона: Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» (от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ).

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 г. № 5487-1) - базовый закон в области охраны

здоровья граждан. Принятие Основ дало мощный импульс развитию законодательства в сфере здравоохранения, в том числе и на уровне субъектов РФ. В Основах впервые в законодательной практике проблему здоровья населения рассматривают как проблему общегосударственного значения, а правовые нормы охватывают широкий круг общественных отношений, а не только системы здравоохранения.

С момента принятия Основ произошли значительные перемены в экономике государства, системе исполнительной власти, организационных основах оказания медицинской помощи; определены концептуальные направления реформирования и модернизации здравоохранения и смежных отраслей, выработаны подходы к их регулированию, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья.

Кроме того, принято большое число законодательных актов в смежных отраслях, затрагивающих права граждан в охране здоровья и оказании медицинской помощи.

При этом отмечен ряд правовых пробелов в сфере охраны здоровья граждан, а в некоторых случаях и явных нормативных противоречий, требующих новых подходов и принципов к их регулированию и решению на законодательном уровне. В 2011 г. принята новая редакция закона — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В связи с роспуском Верховного Совета РФ в 1993 г. и формированием Государственной думы РФ в 1994-1995 гг. законотворчество в сфере охраны здоровья граждан продолжил Комитет Государственной думы (ГД) по охране здоровья.

В 1994-1995 гг. приняты 4 закона в области здравоохранения (табл. 3.2).

В соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли — особо охраняемые природные объекты и территории. Природные лечебные ресурсы объявлены государственной собственностью, которая может принадлежать РФ (федеральная собственность) либо субъектам РФ (собственность субъекта РФ).

Установлен порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом, разграничены полномочия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в этой сфере.

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 163.1 Кодекса законов о труде РФ (в части предоставления работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства дополнительных оплачиваемых выходных дней)» (от 15 февраля 1995 г. № 14-ФЗ) устранил разночтения между законодательством о труде и «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан». Согласно статье 29 (Права инвалидов) Основ. установлена норма, по которой для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет одному из родителей или лиц, их заменяющих. предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ) гарантированы информирование населения о мерах профилактики ВИЧ-инфекции, эпиднадзор за ее распространением на территории РФ, бесплатное предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.

Установлены гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, предусмотрен порядок медицинского освидетельствования, которое проводят в основном добровольно, за исключением предусмотренных законом случаев. Обязательному медицинскому освидетельствованию в РФ подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

wume.ru