Во всех современных государствах самый распространенный вид правотворчества — создание закона Парламентом. Механизм законопроектной работы Парламента отличается следующими особенностями:

•   ограниченный круг субъектов законодательной инициативы;

•   строгая процедура прохождения проекта в Парламенте;

•   последовательная смена стадий правотворчества;

•   множественность средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя;

•   обусловленность юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

Отправной момент создания закона - законодательная инициатива. Право законодательной инициативы реализуется внесением проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов в Государственную думу.

В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам ГД, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения.

Наделенные Конституцией РФ соответствующим правом субъекты законодательной инициативы (всего более 700) могут внести в ГД свои проекты федеральных законов.

Законодательный процесс — урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов НПА (законов) и их принятия высшим органом государственной власти. Законодательный процесс в любом государстве подчиняется определенным нормам, правилам и традициям, отход от которых невозможен. В каждом государстве существует своя специфика законодательного процесса, однако общее для всех:

•   создание закона урегулировано Конституцией и законодательством страны;

•   осуществляется высшими органами власти в государстве;

•   законодательный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга обязательных стадий.

Подготовка законопроекта - сложная многогранная деятельность, в которую вовлечены органы законодательной и исполнительной власти, специалисты, научные учреждения, общественные организации. Импульс к работе над законопроектом дает появление острой общественно значимой проблемы.

Для подготовки проекта закона, как правило, создают рабочую группу из квалифицированных юристов и специалистов соответствующего профиля, привлекают представителей научных учреждений, заинтересованных органов и организаций. Представители этой рабочей группы по инициативе правотворческого органа или субъекта права законодательной инициативы могут приглашаться для участия в рассмотрении проекта закона правотворческим органом. Депутат ГД вправе внести в письменной форме законопроект - законодательное предложение депутата ГД.

Для оценки качества законопроекта проводят его независимую экспертизу. На начальном этапе разработчикам законопроекта необходимо собрать и проанализировать весь статистический, социологический и другой материал, связанный с предметом законодательного регулирования. На основе этого материала рождается концепция законопроекта.

Необходимо сопоставить разрабатываемый законопроект с действующими НПА по соответствующему вопросу, провести его экспертизу, оценить эффективность будущего закона (рис. 3.4).

Проект закона РФ могут выносить на всенародное обсуждение.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Конституции РФ проект закона РФ вносится в Государственную думу.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции РФ законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, которые покрываются за счет федерального бюджета (таков закон о здравоохранении), могут быть внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.

ГД в обязательном порядке рассматривает внесенные законопроекты и принимает по ним решения. Она вправе принять либо отклонить законопроект.

Порядок принятия федерального конституционного закона и ФЗ устанавливают Конституция РФ. федеральные законы и регламенты палат Федерального собрания РФ.

После внесения законопроекта в ГД его рассылают для замечаний и предложений субъектам законодательной инициативы. Предложения по законопроекту поступают в ответственный комитет. На этой стадии соответствующий комитет ГД и Совет ГД готовят законопроект к рассмотрению на заседании ГД.

При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждают его концепцию, оценивают соответствие основных положений Конституции РФ, его актуальность. практическую значимость. Принятие ГД законопроекта в первом чтении означает, что депутаты одобрили его концепцию. Затем собирают поправки, готовят законопроект ко второму чтению, проводят правовую и лингвистическую экспертизу редакции, подготовленной с учетом принятых Комитетом поправок.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении - принятие или отклонение ГД таблиц поправок и законопроекта в целом. Цель этой стадии - анализ содержания законопроекта с разных позиций и предложение более совершенных средств правового воздействия. Таким образом, изменение содержания законопроекта возможно только на этапе второго чтения. При этом его концепция не может быть изменена ни на одном из этапов.

Принятый во втором чтении законопроект направляют в ответственный комитет только для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и необходимой редакционной правки. При рас-

смотрении законопроекта в третьем чтении недопустимо внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо его отдельных разделов, глав, статей. Если законопроект не принят ГД в третьем чтении, дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

Принятый в третьем чтении федеральный закон направляют на рассмотрение Совета Федерации.

При отклонении федерального закона Советом Федерации его возвращают в ГД на заключение ответственного Комитета, по предложению которого либо создают согласительную комиссию для преодоления разногласий, либо закон принимают в ранее принятой ГД редакции, либо она снимает его с повторного рассмотрения. При повторном рассмотрении федерального закона обсуждают только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие дополнительные поправки не рассматривают.

Принятый ГД и одобренный Советом Федерации закон направляют Президенту (рис. 3.5).

Если Президент в течение 14 дней со дня поступления отклонит федеральный закон, то ГД вновь рассматривает его. Ответственный комитет готовит по нему заключение и предложения. Возможны варианты:

•   принять ФЗ в редакции, предложенной Президентом;

•   согласиться с мотивами Президента и снять ФЗ с дальнейшего рассмотрения;

•   принять ФЗ с учетом предложений Президента;

•   создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий;

•   одобрить ФЗ в ранее принятой редакции.

ФЗ вступает в действие после подписания его Президентом и официального опубликования в СМИ: в бюллетене «Собрание законодательства РФ», «Российской газете», «Парламентской газете».

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ любые НПА. затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут быть приняты. если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок официального опубликования и вступления в силу законов РФ устанавливается федеральными законами.

При рассмотрении конкретных дел суды не вправе руководствоваться неопубликованными НПА.

НПА не имеет обратной силы, эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами. Нормативный документ действует только в отношении тех фактов и случаев, которые возникли после введения его в действие. Закон РФ. устанавливающий юридическую ответственность за действия, которые ранее ее не влекли, или предусматривающий более строгую ответственность по сравнению с прежней, не может вступить в силу до истечения 10 дней после официального его опубликования. Это правило — необходимый фактор правовой стабильности. Граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено вступлением в силу нового акта.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего — публикации в газете «Российские вести» не позже 10 дней после регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию или зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

Порядок принятия НПА субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления, порядок внесения проектов таких актов устанавливается законодательством субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Порядок официального опубликования и вступления в силу НПА субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления определяется НПА соответствующего субъекта.

В медицинской деятельности, помимо правовых норм, регламентирующих работу врача, существуют нормы медицинской этики. На протяжении столетий со времен Гиппократа и по сложившейся в медицине традиции врачи давали обязательства перед обществом о нормах врачебного поведения, отношения к больным и их родственникам. В настоящее время в медицинской деятельности все большее число частных вопросов оказания медицинской помощи не отдается на откуп сове-

сти врача или морально-этическим нормам, а регулируется посредством права. В этих условиях важен уровень правовой культуры как врачей, так и пациентов -один из факторов законности в медицине.

Конституцией РФ установлено, что «человек, его права и свободы — высшая ценность», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (статьи 2, 17) — юридическое закрепление положения человека (в его юридическом качестве, в частности) как основания и центра российской правовой системы. Все остальные ее субъекты — органы государства, организации, объединения и т.д. - лишь производные активной деятельности человека.

Защита прав и свобод человека и гражданина - основная функция государства.

Таким образом, механизмы реализации права - единый правовой комплекс защиты законности и правопорядка во всех сферах общественной жизни и деятельности на территории государства. Стратегические цели развития российской государственности — построение государственно-правового механизма, который направлен на реальное обеспечение провозглашенных Конституцией РФ прав человека как высшей ценности.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

КРАТКИЙ ЛЕЧЕБНИК

Абсцессы (см. легкие, мозг). Авитаминоз, пеллагра (хроническая болезнь). Вызывается недостатком в организме витамина В2, выражается в виде поражений кожи (шелушения, дерматиты), нарушения работы желудочно-кишечного тракта (рвота, понос), психических расстройств, опухолей...

НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ

Синдром навязчивости может проявляться в интелек-туальной сфере (навязчивые идеи, представления, воспоминания), в эмоциональной сфере (навязчивые страхи) и в двигательной (навязчивые движения, действия, поступки). Большинство авторов описывает появление навязчивости у ребенка...

ЕСТЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА (Рецепты, упоминаемые в «Кратком лечебнике»)

Рецепт № 1. Послабляющее Анис (семена) 10 г Ревень (корневище)    10 г Алтей дикий (корни) 25 г Сенна (листья)            25 г Крушина (кора) 25...

ДХАРМА И БХАКТИ: СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

ИЛ. Глушкова Екто Бахира Дзатвед, проживавший в XIV в. в священном городке Пайтхане на Декане, брахман, большой знаток шести шастр и прочей санскритской премудрости, как-то за едой посетовал, что в...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫМ ЛЕЧЕНИЕМ

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий органов государственной власти разных уровней обеспечиваются следующие виды санаторно-курортного лечения граждан. В соответствии с федеральными полномочиями за счет средств...

Искусственное вызывание родов

Искусственное вызывание родов

По ряду медицинских показаний врачи могут посчитать необходимым искусственное вызывание родов, например: если беременность продолжается дольше 41 недели; в случае резус-иммунизации; если вес ребенка очень большой и может увеличиться еще;...

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Базовое медицинское образование

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Систематическое преподавание медицины в России начато во второй половине XVII в. В 1654 г. в Москве при Аптекарском приказе основана первая школа военных лекарей. В...

Система Здравого Смысла

Название системы отражает её основополагающий принцип - опору на ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ! Другими словами, каждое предпринятое вами в рамках системы действие должно иметь ясный и понятный вам смысл. А выполняться это...

СЦЕЖИВАНИЕ ГРУДНОГО МОЛОКА И ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Для того, чтобы молока было достаточно, необязательно сцеживаться. Частое кормление ребенка грудью более способствует секреции и отделению молока. Кроме всего прочего, сцеживание изменяет ту привлекательную форму, которую грудь имела до...

Дополнительное профессиональное образование

В Российской Федерации реализуют дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка. Врачей, обучающихся в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки специалистов вузов, относят к категории слушателей, которых зачисляют...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2004-2011 гг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2004-2011 гг

В 2004-2006 гг. усилия органов законодательной и исполнительной власти направлены не только на формирование специального отраслевого законодательства об охране здоровья населения, а преимущественно на законодательное разделение полномочий уровней власти, формирование...

РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ (ЧАСТНЫЕ РАСХОДЫ)

РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ (ЧАСТНЫЕ РАСХОДЫ)

Частные расходы на медицинскую помощь в РФ в 2011 г. составили 930,3 млрд руб. или 32% общих расходов на здравоохранение, в развитых странах ОЭСР — 28%. Эти расходы складываются из...

ДИЗУРИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

ДИЗУРИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Дизурические расстройства — нарушения акта мочеиспускания. К ним относятся боль и резь при мочеиспускании, учащение и урежение мочеиспусканий, неудержание и недержание мочи (ночное и дневное). Болезненность при мочеиспускании дети грудного...

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ (ПЛАНТОГРАФИЯ)

Плантограф представляет собой деревянную раму высотой 2 см и размером 40 х 40 см с натянутым на нее полотном и (поверх него) полиэтиленовой пленкой (в случае отсутствия плантографа можно применить...

ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ ПОСЛЕ РОДОВ

ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ ПОСЛЕ РОДОВ

Органы возвращаются в прежнее положение только после шести недель, и организму понадобится много месяцев, чтобы рассеять усталость от усилий, затраченных во время беременности и родов. Самое главное — рассчитывайте свои...

ФОРМИРОВАНИЕ КОДЕКСА ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ КОДЕКСА ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

В конце 1990-х гг. были приняты федеральные законы, которые в определенной мере решали неотложные проблемы здравоохранения. В числе базовых законов действуют: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об...

Здоровые закуски и прохладительные напитки идеально подходит для жарких летних дней

Здоровые закуски и прохладительные напитки идеально подходит для жарких летних дней

Здоровые закуски и прохладительные напитки идеально подходит для жарких летних дней Чемпионат мира по футболу начался, а вместе с ним идеально  закуски и пиво. Если вы не хотите, чтобы в...

СТРУКТУРА РЕАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА

Многообразные и чрезвычайные по силе раздражители военного времени (воздушное нападение, артиллерийский обстрел во фронтовых полосах, гибель близких на глазах у ребенка, сцены фашистских зверств, зрелища пожаров), обусловили массивность проявлений, глубину...

wume.ru