В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (от 21 ноября 2011 г. N- 323) установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (статья 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом РФ (статья 69).

Необходимость дальнейшего совершенствования системы медицинского образования, и в частности программ повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников в РФ, также обусловлена следующими причинами.

•   Неудовлетворительные показатели качества и безопасности медицинской помощи.

•   Неудовлетворенность пациентов качеством и доступностью медицинской помощи.

•   Увеличение объемов медицинской информации и скорости ее обновления.

•   Внедрение в практику новых сложных медицинских технологий, применение которых требует дополнительных знаний и умений от медицинских работников, в том числе для обеспечения безопасности пациентов.

•   Появление новых высокоэффективных информационных, телекоммуникационных и дистанционных технологий, внедрение которых в практику медицинского образования снижает издержки и предоставляет дополнительные возможности.

Важнейшей предпосылкой для развития НМО в РФ явилось широкое обсуждение общественностью н разработка Федерального закона «Об образовании в Pel)» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). В этом законе в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа), предусмотрены следующие нормы.

•   Содержание, сроки и длительность обучения по Программам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с типовой программой (статья 82). Эта типовая программа утверждается Минздравом РФ и должна учитывать требования профессиональных стандартов и квалификационные требования к специалистам. С учетом положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (статья 73) профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке таких типовых программ.

•   Обучение может осуществляться посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, прохождения практик, а также посредством сетевых форм обучения в порядке, установленном образовательной Программой и/или договором об образовании, в том числе поэтапно

(статья 82). Сетевой принцип реализации образовательных Программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (статья 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и/или виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.). которые могут предоставляться не только образовательными организациями.

•   В организации учебного процесса может быть предусмотрена кредитно-модульная система (статья 13). Это означает, что оценка трудоемкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям) может учитываться в зачетных единицах (кредитах).

•   В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (статья 16), причем соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.

•   Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путем проведения профессионально-общественной аккредитации Программ и видов учебной деятельности (статья 96).

Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются: готовность многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».

Предложения по развитию НМО и механизмы их реализации

1. Сохранение и развитие лучшего отечественного опыта:

•   сохранение и развитие системы последипломного обучения врачей на базе ФУВ и ГИДУВ как составной части программ повышения квалификации;

•   учет как вида учебной деятельности - наставничества опытных специалистов над молодыми врачами; стажировок специалистов в медицинских учреждениях вышестоящего уровня (например, врачей поликлиник — в стационарах) и консультирования более опытными специалистами работников учреждений другого уровня (например, врачей ЦРЬ - специалистами ОКБ); участие в конференциях и семинарах, проводимых профессиональными медицинскими организациями и соответствующих установленным требованиям.

2.  Гармонизация требований к квалификации медицинских специалистов в РФ с требованиями в развитых странах и использование их передового опыта. Этот принцип достигается путем активного взаимодействия и обмена опытом с организациями, отвечающими за разработку и соблюдение требований к программам обязательного последипломного образования (ординатуре) и повышения квалификации (непрерывного медицинского образования - Continuous Medical Education, CME) в странах ЕС и США. Среди них: Европейский совет медицинских специалистов (UEMS). Американская медицинская ассоциация (АМА). Федерация медицинских советов Штатов (FSMB) и др., а также путем проведения ежегодных международных конференций; стажировок профессорско-преподавательского состава вузов и специалистов профессиональных медицинских организаций за рубежом, продолжения выпуска журнала «Медицинское образование и профессиональное развитие» (издание АСМОК) с публикацией статей па заданную тему.

3.  Партнерство государства, профессиональных медицинских организации и их ассоциаций в управлении последипломным медицинским образо-

ванием. Реализация этого принципа достигается путем создания Федерального совета и рабочей группы при Минздраве РФ. в состав которых войдут представители профессиональных организаций. В функции этих организаций будет входить разработка и утверждение нормативных документов по реализации НМО. Среди них: типовые программы повышения квалификации (с учетом положений настоящей Концепции); требования к реализации образовательных программ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: критерии оценки трудоемкости учебной нагрузки, выраженной в зачетных единицах (кредитах): проект приказа Минздрава РФ «О проведении пилотного проекта по повышению квалификации врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров с применением дистанционных образовательных технологий» и др.

4.  Комплексное обучение работников не только профессиональным, но и управленческим, экономическим, коммуникативным знаниям и умениям. Особый акцент в образовании должен быть сделан на этических принципах взаимоотношения медицинских работников с пациентами. Для этого необходимо провести ревизию типовых программ повышения квалификации на предмет включения соответствующих разделов.

5.  Обязательный персонифицированный учет и ежегодный контроль знаний и практических умений специалистов (ежегодная и итоговая аттестация 1 раз в 5 лет). Оценка трудоемкости учебной нагрузки должна проводиться в форме кредитов или зачетных единиц. При этом ежегодно каждый работник должен накопить не менее 50 кредитов, а за 5 лет - 250 кредитов. Персонифицированный учет может быть осуществлен путем внедрения электронных программ («образовательной среды»), которая позволяет самим работникам вести учет своей учебной активности и итогов ежегодной аттестации, а руководителям медицинских учреждений и профессиональных медицинских организаций иметь постоянный доступ к этим данным.

6.  Использование инновационных образовательных технологий - электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных и современное учебно-методическое сопровождение процесса обучения. Для реализации этого принципа необходимо, чтобы профессиональные медицинские организации но специальностям подготовили (обновили) современные комплекты обучающих материалов: национальные руководства, тестовые вопросы и разборы клинических ситуаций для проведения ежегодной и итоговой аттестаций. модули но наиболее актуальным темам для дистанционного обучения работников, образовательные периодические издания, а также не реже 1 раза в 2 года обновляли клинические рекомендации (протоколы) по специальностям. Большая часть этой работы профессиональными медицинскими организациями уже проделана. Дистанционные технологии позволят проводить обучение без отрыва от рабочего места, осуществить интерактивное взаимодействие педагога и специалиста, обеспечить для работника удобную форму предоставления информации.

7. Обязательный контроль качества программ и видов учебной деятельности (мероприятий) на соответствие установленным требованиям. Этот принцип реализуется путем создания системы общественно-профессиональной аккредитации программ и образовательных мероприятий для повышения квалификации.

8.  Независимость НМО от производителей медицинской и фармацевтической продукции (отсутствие моно-рекламы). Этот принцип реализуется путем создания Кодекса этики участия спонсоров в НМО и учета положений этого кодекса при составлении требований к программам и образовательным мероприятиям НМО.

9. Высокая мотивация медицинских и фармацевтических работников к прохождению программ повышения квалификации. Для реализации этого принципа предлагается учитывать результаты обучения по программам повышения квалификации при прохождении работниками аттестации, аккредитации (1 раз в 5 лет), при оплате труда и при найме их на работу. Кроме того, программы обучения должны быть содержательными, современными, интересными и удобными в использовании для работников. Все это может быть реализовано путем использования инновационных технологий.

10.  Бесплатность большинства видов учебной деятельности (мероприятий) для медицинских и фармацевтических работников. Этот принцип реализуется путем включения отдельной статьи расходов на обучение работников в федеральный, региональный, муниципальный бюджеты и бюджет ОМС, а также путем привлечения средств спонсоров с учетом соблюдения Кодекса этики участия медицинских и фармацевтических производителей в НМО.

wume.ru