В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (от 21 ноября 2011 г. N- 323) установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (статья 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом РФ (статья 69).

Необходимость дальнейшего совершенствования системы медицинского образования, и в частности программ повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников в РФ, также обусловлена следующими причинами.

•   Неудовлетворительные показатели качества и безопасности медицинской помощи.

•   Неудовлетворенность пациентов качеством и доступностью медицинской помощи.

•   Увеличение объемов медицинской информации и скорости ее обновления.

•   Внедрение в практику новых сложных медицинских технологий, применение которых требует дополнительных знаний и умений от медицинских работников, в том числе для обеспечения безопасности пациентов.

•   Появление новых высокоэффективных информационных, телекоммуникационных и дистанционных технологий, внедрение которых в практику медицинского образования снижает издержки и предоставляет дополнительные возможности.

Важнейшей предпосылкой для развития НМО в РФ явилось широкое обсуждение общественностью н разработка Федерального закона «Об образовании в Pel)» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). В этом законе в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа), предусмотрены следующие нормы.

•   Содержание, сроки и длительность обучения по Программам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с типовой программой (статья 82). Эта типовая программа утверждается Минздравом РФ и должна учитывать требования профессиональных стандартов и квалификационные требования к специалистам. С учетом положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (статья 73) профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке таких типовых программ.

•   Обучение может осуществляться посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, прохождения практик, а также посредством сетевых форм обучения в порядке, установленном образовательной Программой и/или договором об образовании, в том числе поэтапно

(статья 82). Сетевой принцип реализации образовательных Программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (статья 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и/или виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.). которые могут предоставляться не только образовательными организациями.

•   В организации учебного процесса может быть предусмотрена кредитно-модульная система (статья 13). Это означает, что оценка трудоемкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям) может учитываться в зачетных единицах (кредитах).

•   В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (статья 16), причем соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.

•   Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путем проведения профессионально-общественной аккредитации Программ и видов учебной деятельности (статья 96).

Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются: готовность многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».

Предложения по развитию НМО и механизмы их реализации

1. Сохранение и развитие лучшего отечественного опыта:

•   сохранение и развитие системы последипломного обучения врачей на базе ФУВ и ГИДУВ как составной части программ повышения квалификации;

•   учет как вида учебной деятельности - наставничества опытных специалистов над молодыми врачами; стажировок специалистов в медицинских учреждениях вышестоящего уровня (например, врачей поликлиник — в стационарах) и консультирования более опытными специалистами работников учреждений другого уровня (например, врачей ЦРЬ - специалистами ОКБ); участие в конференциях и семинарах, проводимых профессиональными медицинскими организациями и соответствующих установленным требованиям.

2.  Гармонизация требований к квалификации медицинских специалистов в РФ с требованиями в развитых странах и использование их передового опыта. Этот принцип достигается путем активного взаимодействия и обмена опытом с организациями, отвечающими за разработку и соблюдение требований к программам обязательного последипломного образования (ординатуре) и повышения квалификации (непрерывного медицинского образования - Continuous Medical Education, CME) в странах ЕС и США. Среди них: Европейский совет медицинских специалистов (UEMS). Американская медицинская ассоциация (АМА). Федерация медицинских советов Штатов (FSMB) и др., а также путем проведения ежегодных международных конференций; стажировок профессорско-преподавательского состава вузов и специалистов профессиональных медицинских организаций за рубежом, продолжения выпуска журнала «Медицинское образование и профессиональное развитие» (издание АСМОК) с публикацией статей па заданную тему.

3.  Партнерство государства, профессиональных медицинских организации и их ассоциаций в управлении последипломным медицинским образо-

ванием. Реализация этого принципа достигается путем создания Федерального совета и рабочей группы при Минздраве РФ. в состав которых войдут представители профессиональных организаций. В функции этих организаций будет входить разработка и утверждение нормативных документов по реализации НМО. Среди них: типовые программы повышения квалификации (с учетом положений настоящей Концепции); требования к реализации образовательных программ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: критерии оценки трудоемкости учебной нагрузки, выраженной в зачетных единицах (кредитах): проект приказа Минздрава РФ «О проведении пилотного проекта по повышению квалификации врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров с применением дистанционных образовательных технологий» и др.

4.  Комплексное обучение работников не только профессиональным, но и управленческим, экономическим, коммуникативным знаниям и умениям. Особый акцент в образовании должен быть сделан на этических принципах взаимоотношения медицинских работников с пациентами. Для этого необходимо провести ревизию типовых программ повышения квалификации на предмет включения соответствующих разделов.

5.  Обязательный персонифицированный учет и ежегодный контроль знаний и практических умений специалистов (ежегодная и итоговая аттестация 1 раз в 5 лет). Оценка трудоемкости учебной нагрузки должна проводиться в форме кредитов или зачетных единиц. При этом ежегодно каждый работник должен накопить не менее 50 кредитов, а за 5 лет - 250 кредитов. Персонифицированный учет может быть осуществлен путем внедрения электронных программ («образовательной среды»), которая позволяет самим работникам вести учет своей учебной активности и итогов ежегодной аттестации, а руководителям медицинских учреждений и профессиональных медицинских организаций иметь постоянный доступ к этим данным.

6.  Использование инновационных образовательных технологий - электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных и современное учебно-методическое сопровождение процесса обучения. Для реализации этого принципа необходимо, чтобы профессиональные медицинские организации но специальностям подготовили (обновили) современные комплекты обучающих материалов: национальные руководства, тестовые вопросы и разборы клинических ситуаций для проведения ежегодной и итоговой аттестаций. модули но наиболее актуальным темам для дистанционного обучения работников, образовательные периодические издания, а также не реже 1 раза в 2 года обновляли клинические рекомендации (протоколы) по специальностям. Большая часть этой работы профессиональными медицинскими организациями уже проделана. Дистанционные технологии позволят проводить обучение без отрыва от рабочего места, осуществить интерактивное взаимодействие педагога и специалиста, обеспечить для работника удобную форму предоставления информации.

7. Обязательный контроль качества программ и видов учебной деятельности (мероприятий) на соответствие установленным требованиям. Этот принцип реализуется путем создания системы общественно-профессиональной аккредитации программ и образовательных мероприятий для повышения квалификации.

8.  Независимость НМО от производителей медицинской и фармацевтической продукции (отсутствие моно-рекламы). Этот принцип реализуется путем создания Кодекса этики участия спонсоров в НМО и учета положений этого кодекса при составлении требований к программам и образовательным мероприятиям НМО.

9. Высокая мотивация медицинских и фармацевтических работников к прохождению программ повышения квалификации. Для реализации этого принципа предлагается учитывать результаты обучения по программам повышения квалификации при прохождении работниками аттестации, аккредитации (1 раз в 5 лет), при оплате труда и при найме их на работу. Кроме того, программы обучения должны быть содержательными, современными, интересными и удобными в использовании для работников. Все это может быть реализовано путем использования инновационных технологий.

10.  Бесплатность большинства видов учебной деятельности (мероприятий) для медицинских и фармацевтических работников. Этот принцип реализуется путем включения отдельной статьи расходов на обучение работников в федеральный, региональный, муниципальный бюджеты и бюджет ОМС, а также путем привлечения средств спонсоров с учетом соблюдения Кодекса этики участия медицинских и фармацевтических производителей в НМО.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ГОРМОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫЕ СРЕДСТВА

В настоящее время гормональная контрацепция рассматривается как Золотой эталон Противозачаточных средств. Если соблюдать все правила применения гормональных средств, вероятность забеременеть равна нулю. К сожалению, на практике необходимые правила не всегда...

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН РФ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИ…

Для повышения доступности населению специализированной медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях здравоохранения за счет средств федерального бюджета Минздрава РФ установлен определенный порядок направления граждан в эти учреждения (приказ от 16...

ШЕСТЬ СОСТОЯНИИ НОВОРОЖДЕННОГО

У взрослого человека сои состоит из нескольких циклов, делящихся на два больших периода: медленный или спокойный сон и парадоксальный сон, названный так потому, что это состояние не похоже на сон...

РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ (ЧАСТНЫЕ РАСХОДЫ)

РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ (ЧАСТНЫЕ РАСХОДЫ)

Частные расходы на медицинскую помощь в РФ в 2011 г. составили 930,3 млрд руб. или 32% общих расходов на здравоохранение, в развитых странах ОЭСР — 28%. Эти расходы складываются из...

ИМПЛАНТАЦИОННАЯ КОНТРАЦЕПЦИЯ (НОРПЛАНТ)

ИМПЛАНТАЦИОННАЯ КОНТРАЦЕПЦИЯ (НОРПЛАНТ)

Норплант — вживляемые под кожу имплантаты (капсулы небольших размеров длиной 35 мм и диаметром 2,5 мм, выделяющие активное гормональное вещество). Норплант считают классическим препаратом этой группы. Однократного введения Нор-планта достаточно...

Очищение капилляров и микроциркуляторного русла

Прежде чем мы приступим к этому, очень важному разделу, мне хочется сказать несколько слов о микроциркуляции. Важность этой части кровеносного русла - микроциркуляторной или, как частенько можно слышать, «капиллярной» части...

Проблемы и тенденции развития последипломного медицинского образования в России

Согласно "Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.». основные проблемы отечественного медицинского образования (в том числе последипломного): •   несоответствие федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального...

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВЛЕЧЕНИЯ

Хотя патологические влечения представляют собой явление, выходящее за пределы так называемых моносимптомов, мы рассматриваем их в конце главы, излагающей последние, ибо между «привычками», навязчивостью и патологическими влечениями есть некоторая хотя...

КАК РЕБЕНОК СОСЕТ ГРУДЬ

КАК РЕБЕНОК СОСЕТ ГРУДЬ

Здоровому доношенному ребенку присущи три основных рефлекса, помогающие ему в процессе питания. Поисковый рефлекс. Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если прикоснуться чем-либо вблизи рта ребенка, он повернег голову в...

СИСТЕМА ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

СИСТЕМА ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Оплата медицинских услуг - один из основных механизмов возмещения затрат в здравоохранении и соблюдения закона воспроизводства. Существуют различные способы оплаты медицинской помощи, каждый из которых имеет...

ОСНОВНЫЕ ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ВИТАМИНА (РЕТИНОЛ). Дефицит витамина А является третьим по распространенности в мире после дефицита железа и йода. Наиболее хорошо изучена роль витамина А в формировании зрительной функции. Витамин А (ретинол) участвует...

ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕ…

С 2011 г. выпускники медицинских вузов могут получить специальность «Пластическая хирургия» только после окончания ординатуры или профессиональной переподготовки в объеме более 500 ч но специальности «Пластическая хирургия» при наличии сертификата...

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

Травмирующие факторы большой силы или большой длительности могут вызвать невротические и реактивные состояния и у ребенка с сильным типом высшей нервной деятельности. Однако чаше заболевают дети слабого типа. Это дети,...

ПРОБЛЕМЫ С ГРУДЬЮ

ЛАКТОСТАЗ ИЛИ ГРУДНИЦА Ткань молочной железы разделена на 10—20 секций или сегментов, подобно лимону. Из каждого сегмента выходит по протоку. Бывает, что из одного сегмента в груди молоко не вытекает,...

УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Особенности медицинского рынка, его повышенная человекоемкость и принципиально неполная контролируемость, интимность главного процесса (взаимоотношения «врач-больной») делают организацию медицинской помощи одним из главных факторов в триаде «капитал-труд-организация». Теория управления оказанием медицинских...

ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Полномочия различных уровней власти в сфере здравоохранения разграничены Федеральным законодательством, в частности Федеральными законами: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных...

wume.ru