В 2000-2003 гг. Государственной думой приняты и вступили в действие 11 федеральных законов (табл. 3.4).

Федеральный закон «О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О лекарственных средствах"» (от 2 января 2000 г. № 5-ФЗ) впервые закрепил на законодательном уровне необходимость государственного регулирования Правительством цен на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты (ЖВНЛП).

Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ) осуществляет правовое регулирование обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на всех этапах их оборота, в том числе при разработке, производстве, транспортировке, хранении и реализации потребителю. Он направлен на обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов государственным контролем и надзором, введением единой системы оценки соответствия качества (сертификации) продукции, лицензированием и государственной регистрацией пищевых продуктов, как ввозимых из-за рубежа, так и производимых в стране.

Закон закрепляет контроль качества продукции строго за уполномоченными надзорными органами исполнительной власти. Одновременно повышается ответственность собственника за качество пищевых продуктов, своевременность и полноту производственного контроля и сертификацию управления качеством готовой продукции. Закон усиливает ответственность всех участников оборота пищевых продуктов (включая надзорные органы) за нарушения, приведшие к причинению морального и физического вреда потребителю.

Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов"» (от 4 мая 2000 г. № 58-ФЗ) привел в соответствие с Конституцией и ГК организационно-правовые формы организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку и хранение донорской крови, и закрепил право государственной (муниципальной) собственности в этой сфере.

Федеральный закон «О внесении дополнений в закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека"» (от 20 июня 2000 г. № 91-ФЗ) в части развития российской нормативно-правовой базы биомедицины, обеспечения контроля за ходом клинических испытаний и процедур генотерапии закрепил приоритет интересов человека над интересами общества или науки. Согласно закону, трансплантация может осуществляться только при отсутствии альтернативных методов лечения и отсутствии трупного материала. Эти дополнения ограждают Россию от использования ее лечебных учреждений в качестве базы для научных исследований, ставят заслон необоснованному, а в некоторых случаях и незаконному забору органов и (или) тканей у живых доноров.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 2 декабря 2000 г. № 139-ФЗ) ввел понятие «ПГГ оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи» и закрепил ответственность органов исполнительной власти всех уровней за обеспечение конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов"» (от 16 апреля 2001 г. № 39-ФЗ) в части уточнения понятия «общественный транспорт» закрепил право почетных доноров на бесплатный проезд городским транспортом общего пользования.

Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ) впервые в истории России закрепил основные принципы организации и оказания противотуберкулезной помощи гражданам:

•   диспансерное наблюдение за больными туберкулезом;

•   обязательное обследование и лечение больных с заразными формами туберкулеза, умышленно уклоняющихся от обследования и лечения.

В законе отражены нормы, которые регулируют права и обязанности пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, больных туберкулезом и меры их социальной защиты.

Противотуберкулезная помощь гражданам оказывается в соответствии с принятыми изменениями в объеме, предусмотренном ПГГ оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Больным с заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи отсутствует возможность выделить им отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляют вне очереди отдельное жилое помещение с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов РФ.

С принятием Федерального закона «Об ограничении курения табака» (от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ) Россия впервые на государственном уровне признала вред курения табака и необходимость принятия государственных мер для снижения его потребления. Закон призван привести к сокращению курения в России, особенно среди детей, подростков и молодежи. Запрещена продажа сигарет детям до 16 лет, реклама в кино и на телевидении, наружная реклама табака. Впервые введены нормативы предельно допустимой концентрации никотина и смол в сигаретах для заслона производству некачественной табачной продукции с повышенным содержанием смол и никотина. Запрещено курить в самолетах, поездах, на рабочих местах для обеспечения защиты некурящих от вредного действия табачного дыма.

В августе 2011 г. Минздрав РФ внесло в Правительство проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», который был принят в феврале 2013 г.

Необходимость принятия Федерального закона «О временном запрете на клонирование человека» (от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ) основана на недостаточности накопленных знаний и технологий даже клонирования животных, непредсказуемости будущего человеческих клонов.

Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"» (от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ) устанавливают разделение полномочий в связи с принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

wume.ru