С переходом на рыночные отношения профилактика стоматологических заболеваний и детская стоматология, которые полностью зависели от государственного обеспечения, оказались в сложных условиях. В частности, произошел массовый отток квалифицированных кадров в связи с резким ухудшением материально-технической базы и низкой оплатой труда в государственной системе детской стоматологии. В особо сложном положении оказались школьные стоматологические кабинеты, определенная часть которых закрыта, сдана в аренду или переоборудована. Нерешенными остались вопросы лицензирования школьных стоматологических кабинетов, взаимодействия администрации школ и персонала детских стоматологических поликлиник. Уже в середине 1990-х гг. около 50% школьных кабинетов в стране закрылись, в большинстве случаев по инициативе руководства школ. Причина - новые хозяйственные отношения, направленные на экономическую рентабельность использования школьных помещений и получение дохода от коммерческой деятельности. Однако сохранение профилактического направления

в деятельности медицинских учреждений и организаций неоднократно подчеркнута руководством страны и положениями многих государственных НПА.

Опыт ряда стран Европы за последние 40 лет показывает важность внедрения государственных программ профилактики основных стоматологических заболеваний - кариеса и заболеваний пародонта. Эффективная реализация этих программ возможна только при адекватном ресурсном обеспечении на протяжении не менее 2 десятилетий. Опыт внедрения государственных программ показал возможность увеличения доли детского населения с интактным зубным рядом с 5 до 25%, снижения показателя интенсивности кариеса в группе 12-летних детей с 9-12 зубов, пораженных кариесом и его осложнениями, до 0,5.

Специалистами ФГУ ЦНИИС и ЧЛХ Минздрава РФ для изучения фактического состояния школьной стоматологической службы в 2007-2009 гг. в 9 регионах России собраны сведения о 7165 школах, в которых обучались 1,6 млн детей, из них около 530 тыс. - ученики начальных классов (33%). На основе материалов исследования сотрудниками института разработана и в течение 5 лет апробирована модель работы школьного стоматологического кабинета с приоритетным профилактическим направлением. По результатам ее реализации предложено в каждом регионе создать Центр профилактики нг базе одной из поликлиник и разработать Всероссийскую программу санитарного просвещения населения для профилактики ОСНОВНЫХ стоматологических заболеваний.

Ориентиры для дальнейшего формирования и реализации профилактики в России - Глобальные цели и измеримые задачи стоматологического здоровья к 2020 г. ВОЗ (приведены в сокращении):

•   уменьшить стоматологическую заболеваемость;

•   разработать и внедрить в практику приемлемую экономически эффективную профилактику стоматологических болезней на основе устранения общих факторов риска;

•   разработать программу стоматологического оздоровления для улучшения общего здоровья:

•   усилить контроль стоматологического здоровья населения в динамике и по конечным результатам;

•   обеспечить социальную ответственность и этическую адекватность стоматологического персонала.

В разработанной сотрудниками ФГУ ЦНИИС и ЧЛХ концепции «Организация системы профилактики основных стоматологических заболеваний детского населения» (2005) предложены основные направления деятельности стоматологической службы страны на всех уровнях ее управления и критерии эффективности ее реализации.

На популяционном уровне предложен следующий алгоритм оценок в рамках федеральной государственной «Программы профилактики основных стоматологических заболеваний».

•   Ликвидация летальности вследствие осложнений стоматологических заболеваний (остеомиелит, флегмона, сепсис, септицемия, медиастенит).

•   Снижение и постепенное исключение числа случаев осложнений стоматологических заболеваний, требующих госпитализации.

•   Снижение числа случаев осложнений стоматологических заболеваний, требующих обращения за хирургической помощью.

•   Уменьшение доли случаев тяжелых и средних форм в общей структуре деформаций, являющихся следствием (осложнением) стоматологических заболеваний.

•   Снижение общей распространенности аномалий положения зубов и развития челюстей.

•   У детей младшего возраста отмечать постепенные:

♦  увеличение доли санированных лиц;

♦  уменьшение доли временных зубов, вылеченных по поводу осложнений кариеса (пульпитов и перидонтитов);

♦  увеличение доли пломб (П) в структуре показателя КП;

♦  уменьшение рецидивов кариеса и вторичного кариеса;

♦  снижение темпов прироста кариеса;

♦  снижение общего показателя КП;

♦  росг доли детей, у которых по показаниям своевременно проведена герметизация фиссур зубов постоянного прикуса;

♦  рост доли детей с интактным прикусом и уменьшение распространенности кариеса.

•   У детей среднего и старшего возраста отмечать постепенные:

♦  увеличение доли санированных лиц;

♦  уменьшение доли зубов, вылеченных по поводу осложнений кариеса (пульпитов и перидонтитов);

О увеличение доли пломб (П) в структуре показателя КП;

♦  уменьшение рецидивов кариеса и вторичного кариеса;

♦  рост доли детей, у которых но показаниям своевременно проведена герметизация фиссур зубов постоянного прикуса:

♦  снижение темпов прироста кариеса;

♦  снижение показателя У за счет сохранения зубов постоянного прикуса;

♦  снижение общего показателя интенсивности кариеса КПУ;

♦  рост доли детей с интактным зубным рядом и уменьшение распространенности кариеса;

♦  снижение распространенности заболеваний пародонта;

♦  ликвидацию тяжелых форм гингивитов;

♦  снижение распространенности деформаций (положения зубов, деформаций прикуса и челюстей);

♦  снижение и постепенную ликвидацию доли детей в возрасте до 18 лет, имеющих вторичную частичную потерю зубов;

♦  увеличение доли школьников (%) с индексом гигиены рта 1-1,2. Перспективы развития стоматологической службы страны в условиях рыночной экономики основаны:

•   на инициации руководства страны в разработке законодательства, адекватного реальным условиям отечественного здравоохранения;

•   ориентации Национального проекта здравоохранения на профилактику. которая уже давно вышла за рамки проблем медицины и стала социально-экономической проблемой общества;

•   понимании обществом существенной роли и связи стоматологических заболеваний с психосоматическими. Стоматологические заболевания, деформации и различная патология зубочелюстной системы - причины снижения социальной и социально-психологической активности и самооценки личности. ограничений в выборе профессии, формировании позитивных межличностных контактов, выборе партнера для создания семьи.

Дальнейшее развитие стоматологической службы и организации помощи населению в новых социально-экономических условиях невозможно без проведения адекватной им реформы управления службой.

Мероприятия, которые должны быть направлены на улучшение экономического управления стоматологической службой:

•   при сохранении существующей системы государственного финансирования стоматологической службы разработать медико-социальное обоснование для обеспечения ее социальной, экономической и медицинской эффектив-

ности; его можно использовать в структуре государственных программ гарантированной медицинской (стоматологической) помощи:

•   восстановить систему нормирования труда для работников стоматологической службы государственных учреждений;

•   расширить права руководителей медицинских учреждений — права принятия самостоятельного решения о закупках стоматологической продукции, реально необходимой для учреждения;

•   сократить путь прохождения средств финансирования стоматологической службы, исключив посредников;

•   в сфере производства продукции стоматологического назначения обеспечить государственную поддержку малого бизнеса.

Для совершенствования общего управления стоматологической службой необходимо:

•   разработать общую модель организации и управления стоматологической службой страны по иерархии — федеральный уровень, региональный, муниципальный - и их преемственность;

•   создать систему подготовки руководителей стоматологических медицинских организаций с первичной специализацией по организации здравоохранения и стоматологической службы;

•   создать федеральную отраслевую АСУ «Стоматологическая служба» и ее региональные подсистемы.

Для оптимизации системы управления службой целесообразно также:

•   создать условия для восстановления системы статистического учета и отчетности на всех уровнях управления службой; низкий уровень статистической отчетности в стоматологии отмечен на заседании Комиссии по здравоохранению Общественной палаты Федерального Собрания 25 марта 2009 г.;

•   реформировать структуру государственной стоматологической службы с созданием официальных органов управления ею в структуре управления здравоохранением по иерархии; создать единый Центр подготовки руководящих кадров управления стоматологической службой;

•   исключить действия руководителей региональных и муниципальных органов власти (исполнительной и органов управления здравоохранением) для изменения правового статуса самостоятельных стоматологических поликлиник как организационной структуры, признанной мировой практикой (ВОЗ. Международная федерация стоматологов) наиболее совершенной в деятельности специалистов стоматологического профиля;

•   создать официальную структуру управления качеством организации и оказания стоматологической помощи населению:

•   сформировать на государственном уровне управление профессиональными рисками в деятельности врача и стоматологического учреждения (организации);

•   внедрить систему аккредитации стоматологических медицинских организаций. экспертных организаций и экспертов;

•   повысить роль государственного управления в частном секторе стоматологической службы на основе договорной системы:

•   официально включить в структуру лицензионных комиссий специалистов в области стоматологии и организации стоматологической службы, обладающих опытом работы в ЭКСП.

Для совершенствования деятельности службы необходимо:

•   создание «Государственной программы профилактики основных стоматологических заболеваний» на федеральном и региональном уровнях;

•   восстановление и развитие «школьной стоматологии», на что указано в решении Комиссии по здравоохранению Общественной палаты Федерального Собрания РФ 25 марта 2009 г.;

•   повышение социального престижа врачей-стоматологов, занятых оказанием помощи детям и учащимся;

Внимание государства должно быть уделено организации помощи населению малых городов, поселков и сельской местности. Принцип социальной справедливости. наряду с важностью развития аграрного комплекса страны, диктует необходимость поднятия уровня стоматологической помощи этому контингенту населения до среднестатистического федерального уровня.

Принимая во внимание мнение экспертов ВОЗ (1991 г.) о том, что главная ответственность за поддержание здорового состояния зубов и полости рта ложится скорее на каждого гражданина, а не на лечебный персонал, необходимо включить в ПГГ требования профессиональной и личной профилактики стоматологических заболеваний при следующих условиях:

•   ежегодное обращение каждого гражданина в стоматологическое учреждение с профилактической целью;

•   соблюдение правил личной гигиены рта;

•   своевременность обращения в начальных стадиях заболевания;

•   выполнение рекомендаций врача.

Необходимо дальнейшее развитие специализированных и узкоспециализированных разделов стоматологии и диагностических служб на основе их преемственности.

Для совершенствования подготовки кадров необходимо:

•   создать материально-техническую базу институтов на современном уровне:

•   увеличить долю кафедр, возглавляемых докторами наук, до 70%;

•   повысить долю преподавательского состава, имеющего ученую степень, до 75%;

•   упорядочить соотношение преподавателей и учащихся из расчета 1 преподаватель на 6 студентов;

•   осуществлять финансирование обучения студентов с использованием различных источников;

•   постепенно увеличить число стоматологических гигиенистов, подготовки которых уже началась в ряде городов России;

•   формировать у руководителей здравоохранения и стоматологических организаций современных знаний в области управления стоматологической службой.

wume.ru