НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ,

ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

И ЛЕЧЕНИЕ

Памяти Моисея Марковича Модель автор посвящает свой труд

СИМСОН ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА

ВВЕДЕНИЕ

Количество невротических и реактивных состояний у детей и подростков снижается в Советском Союзе из года в год. Это объясняется все улучшающимся материальным благосостоянием населения и повышением его культурного уровня. Недавно проведенные мероприятия: сокращение рабочего времени накануне праздников и выходных дней, увеличение отпуска по беременности, усиление жилищного строительства, охват школами-интернатами наиболее нуждающегося контингента детей — все это безусловно даст в ближайшее время ощутимые результаты. Несмотря на это, психогенно обусловленные патологические состояния у детей продолжают встречаться. Причиной этого являются прежде всего все еще не ликвидированные инфекции и уличный травматизм. Эти вредные факторы истощают нервную систему ребенка, снижают пороги его восприятия, его способность адаптации, короче говоря, — способствуют формированию слабого типа нервной системы. Многие раздражители окружающего мира для такого ребенка являются сверхсильными раздражителями и вызывают психогенную реакцию. Вторая причина патологических состояний у детей кроется в недостатках воспитательной системы в семье и в детских учреждениях. Зачастую недоучитывается, посильны ли те требования, которые предъявляются ребенку для его возраста, состояния его нервной системы в данный момент. Воспитательные воздействия в значительной части основаны на выработке у ребенка способности активного торможения, если же сила раздражительного процесса, как это нередко бывает, чрезмерно велика, создается риск вызвать перенапряжение тормозного процесса или столкновение раздражительного и тормозного процессов — ошибку, т. е. невроз (И. П. Павлов). Из сказанного ясно, что изучение детских психогенных реакций до сих пор не потеряло своей значимости и актуальности.

Очень большое внимание уделяют изучению неврозов и ученые капиталистических стран, особенно США, но сущность этих состояний они трактуют неизменно под углом зрения идеалистических концепций Фрейда.

Деление психогенных реакций на неврозы и реактивные состояния сугубо условно у взрослых, а у детей — в особенности.

В. А. Гиляровский в своем руководстве по психиатрии указывает, что между неврозами и реактивными психозами много общего. Это — зависимость симптоматики от психической травмы, функциональный характер расстройств и их обратимость. И хотя, говорит автор, имеются и существенные отличия, заставляющие разделять психогенные нарушения на неврозы и реактивные психозы, — все же между обеими группами много общего. О. В. Кербиков в лекциях по психиатрии указывает на то, что, имея общую этиологию и в основе своей общие патофизиологические изменения, группа психогенных заболеваний по степени выраженности клинической картины подразделяется на реактивные психозы и неврозы. Это разделение условно, и возможен переход невроза в реактивный психоз.

Еще больше сглаживается различие между реактивными состояниями и неврозами в детском и особенно в раннем детском возрасте. Поэтому вряд ли было бы правильно переносить классификацию психогенных реакций у взрослых на психогении у детей.

Преобладание в детские годы эмоциональности делает истерические реакции в этом возрасте очень распространенными при любой форме психогенного состояния.

В. А. Гиляровский, говоря о взрослых больных, указывает, что истерия — невроз. «Но при нем можно наблюдать не только спазмы в горле, астазию-абазию, мутизм, истерические припадки, но и психотические состояния реактивного характера». Автор говорит о том, что у детей, страдающих неврозами, преобладают простые картины неврастении и истерии. У них не приходится видеть и выраженной картины психастении. По нашим наблюдениям, последние наиболее выражены в школьном возрасте. Неврастенические реакции здесь очень часты, возможно в силу большой хрупкости клеток коры в этом возрасте. Не следует забывать, что на короткий отрезок детской жизни падает значительное количество нередко тяжело протекающих инфекций, а последние представляют безусловно благоприятную почву для возникновения неврастенических проявлений.

В связи с этим нецелесообразно выделять в детском возрасте общепринятые для взрослых формы неврозов: истерию, психастению, неврастению. Возраст накладывает очень большой отпечаток на психогенные реакции ребенка. Большая простота детской психики является причиной преобладания в клинической картине у детей раннего возраста какого-либо одного симптома. Очень легко возникают симптомы в соматической сфере, имеющие, однако, невротический характер. Последний не всегда отчетливо выступает, и нередко до того момента, пока не будут выявлены психогенные корни патологического состояния, причину болезни ищут в соматическом поражении какого-либо органа. Между тем соматическая слабость той или иной системы в этих случаях не объясняет симптома, а лишь определяет место проявления невротического состояния.

Ввиду того что ряд таких симптомов встречается часто в качестве ведущих и как бы покрывающих весь фон клинической картины, в литературе укрепилось определение их как «моносимптомов», что противоречит представлению о целостном восприятии личности ребенка, ибо ясно, что один симптом не может существовать изолированно, без взаимосвязи с личностью в целом. Поэтому мы пользуемся этим термином в сугубо условном смысле. И острые, и длительно действующие психические травмы вносят много изменений в поведение ребенка. Мы решили описать эти формы поведения в отдельной главе для того, чтобы иметь возможность подвергнуть их наиболее полному анализу. На фоне измененного поведения обычно и можно видеть развитие тех симптомов и синдромов, которые описаны во второй главе.

Раздел невротических состояний мы не противопоставляем реактивным состояниям, неврозы представляют частный случай психогений. В главе о реактивных состояниях мы стремились подчеркнуть особенности на различных возрастных этапах структуры шоковых реакций и затяжных, стоящих в связи с длительно травмирующей ситуацией.

Здесь мы имеем по существу многие из тех невротических синдромов и форм поведения, которые описаны в соответствующих главах. Однако эти психопатологические картины даны уже как структурное целое с теми вариациями, которые обусловлены возрастными особенностями детей.

В отдельной главе нами выделены те патогенные факторы (внутриутробная травма и интоксикации, остро и хронически протекающие инфекции, внеутробные травмы), которые способствуют формированию слабого типа нервной системы. Такие дети в силу снижения порогов восприятия особенно легко заболевают неврозом; с другой стороны, предъявляемые к ним школой требования и невозможность удовлетворить их вследствие истощае-мости и снижения трудоспособности ведут к сшибке в понимании И. П. Павлова.

Особое внимание уделено как общим принципам терапии и профилактики невротических и реактивных состояний в целом, так и лечению, а также профилактике тех или иных отдельных вариантов клинической картины, в которых проявляется заболевание.

Перед детской психиатрией в настоящее время стоят огромные задачи. Профилактика невропсихических заболеваний должна занять большое место в ряду профилактических мероприятий других заболеваний населения Советского Союза. Не следует забывать, что момент возникновения невропсихической заболеваемости теряется в далеком детстве. Начинать эту работу надо на самой заре жизни личности.

Помочь правильно оценить невротические нарушения у детей и найти необходимые пути их лечения и профилактики — и является целью настоящей книги.




1 ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СТРУКТУРУ НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2 ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
3 ДЕТСКИЕ СТРАХИ
4 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
5 ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ НЕВРОТИЧЕСКИМИ И РЕАКТИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ
6 ЛЕЧЕНИЕ НОЧНОГО НЕДЕРЖАНИЯ МОЧИ
7 НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ
8 НАРУШЕНИЕ СНА
9 НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ МОЧЕИСПУСКАНИЯ
10 НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОГО АППАРАТА
11 Неврозы у детей.Их предупреждение и лечение (Симсон Т.П.)
12 ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВЛЕЧЕНИЯ
13 ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ
14 ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
15 РАССТРОЙСТВО ФУНКЦИИ РЕЧИ
16 РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С ТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИЕЙ
17 СВОЕОБРАЗНАЯ «НЕВРОГЕННАЯ АНОРЕКСИЯ» ПОДРОСТКОВ
18 СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО  ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ
19 СТРУКТУРА РЕАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
20 ТИКИ
21 УСТРАНЕНИЕ СИМПТОМОВ «НЕРВНОГО КАШЛЯ» И НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСУДИСТО-ВЕГЕТАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ
22 ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ










Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
wume.ru