НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ,

ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

И ЛЕЧЕНИЕ

Памяти Моисея Марковича Модель автор посвящает свой труд

СИМСОН ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА

ВВЕДЕНИЕ

Количество невротических и реактивных состояний у детей и подростков снижается в Советском Союзе из года в год. Это объясняется все улучшающимся материальным благосостоянием населения и повышением его культурного уровня. Недавно проведенные мероприятия: сокращение рабочего времени накануне праздников и выходных дней, увеличение отпуска по беременности, усиление жилищного строительства, охват школами-интернатами наиболее нуждающегося контингента детей — все это безусловно даст в ближайшее время ощутимые результаты. Несмотря на это, психогенно обусловленные патологические состояния у детей продолжают встречаться. Причиной этого являются прежде всего все еще не ликвидированные инфекции и уличный травматизм. Эти вредные факторы истощают нервную систему ребенка, снижают пороги его восприятия, его способность адаптации, короче говоря, — способствуют формированию слабого типа нервной системы. Многие раздражители окружающего мира для такого ребенка являются сверхсильными раздражителями и вызывают психогенную реакцию. Вторая причина патологических состояний у детей кроется в недостатках воспитательной системы в семье и в детских учреждениях. Зачастую недоучитывается, посильны ли те требования, которые предъявляются ребенку для его возраста, состояния его нервной системы в данный момент. Воспитательные воздействия в значительной части основаны на выработке у ребенка способности активного торможения, если же сила раздражительного процесса, как это нередко бывает, чрезмерно велика, создается риск вызвать перенапряжение тормозного процесса или столкновение раздражительного и тормозного процессов — ошибку, т. е. невроз (И. П. Павлов). Из сказанного ясно, что изучение детских психогенных реакций до сих пор не потеряло своей значимости и актуальности.

Очень большое внимание уделяют изучению неврозов и ученые капиталистических стран, особенно США, но сущность этих состояний они трактуют неизменно под углом зрения идеалистических концепций Фрейда.

Деление психогенных реакций на неврозы и реактивные состояния сугубо условно у взрослых, а у детей — в особенности.

В. А. Гиляровский в своем руководстве по психиатрии указывает, что между неврозами и реактивными психозами много общего. Это — зависимость симптоматики от психической травмы, функциональный характер расстройств и их обратимость. И хотя, говорит автор, имеются и существенные отличия, заставляющие разделять психогенные нарушения на неврозы и реактивные психозы, — все же между обеими группами много общего. О. В. Кербиков в лекциях по психиатрии указывает на то, что, имея общую этиологию и в основе своей общие патофизиологические изменения, группа психогенных заболеваний по степени выраженности клинической картины подразделяется на реактивные психозы и неврозы. Это разделение условно, и возможен переход невроза в реактивный психоз.

Еще больше сглаживается различие между реактивными состояниями и неврозами в детском и особенно в раннем детском возрасте. Поэтому вряд ли было бы правильно переносить классификацию психогенных реакций у взрослых на психогении у детей.

Преобладание в детские годы эмоциональности делает истерические реакции в этом возрасте очень распространенными при любой форме психогенного состояния.

В. А. Гиляровский, говоря о взрослых больных, указывает, что истерия — невроз. «Но при нем можно наблюдать не только спазмы в горле, астазию-абазию, мутизм, истерические припадки, но и психотические состояния реактивного характера». Автор говорит о том, что у детей, страдающих неврозами, преобладают простые картины неврастении и истерии. У них не приходится видеть и выраженной картины психастении. По нашим наблюдениям, последние наиболее выражены в школьном возрасте. Неврастенические реакции здесь очень часты, возможно в силу большой хрупкости клеток коры в этом возрасте. Не следует забывать, что на короткий отрезок детской жизни падает значительное количество нередко тяжело протекающих инфекций, а последние представляют безусловно благоприятную почву для возникновения неврастенических проявлений.

В связи с этим нецелесообразно выделять в детском возрасте общепринятые для взрослых формы неврозов: истерию, психастению, неврастению. Возраст накладывает очень большой отпечаток на психогенные реакции ребенка. Большая простота детской психики является причиной преобладания в клинической картине у детей раннего возраста какого-либо одного симптома. Очень легко возникают симптомы в соматической сфере, имеющие, однако, невротический характер. Последний не всегда отчетливо выступает, и нередко до того момента, пока не будут выявлены психогенные корни патологического состояния, причину болезни ищут в соматическом поражении какого-либо органа. Между тем соматическая слабость той или иной системы в этих случаях не объясняет симптома, а лишь определяет место проявления невротического состояния.

Ввиду того что ряд таких симптомов встречается часто в качестве ведущих и как бы покрывающих весь фон клинической картины, в литературе укрепилось определение их как «моносимптомов», что противоречит представлению о целостном восприятии личности ребенка, ибо ясно, что один симптом не может существовать изолированно, без взаимосвязи с личностью в целом. Поэтому мы пользуемся этим термином в сугубо условном смысле. И острые, и длительно действующие психические травмы вносят много изменений в поведение ребенка. Мы решили описать эти формы поведения в отдельной главе для того, чтобы иметь возможность подвергнуть их наиболее полному анализу. На фоне измененного поведения обычно и можно видеть развитие тех симптомов и синдромов, которые описаны во второй главе.

Раздел невротических состояний мы не противопоставляем реактивным состояниям, неврозы представляют частный случай психогений. В главе о реактивных состояниях мы стремились подчеркнуть особенности на различных возрастных этапах структуры шоковых реакций и затяжных, стоящих в связи с длительно травмирующей ситуацией.

Здесь мы имеем по существу многие из тех невротических синдромов и форм поведения, которые описаны в соответствующих главах. Однако эти психопатологические картины даны уже как структурное целое с теми вариациями, которые обусловлены возрастными особенностями детей.

В отдельной главе нами выделены те патогенные факторы (внутриутробная травма и интоксикации, остро и хронически протекающие инфекции, внеутробные травмы), которые способствуют формированию слабого типа нервной системы. Такие дети в силу снижения порогов восприятия особенно легко заболевают неврозом; с другой стороны, предъявляемые к ним школой требования и невозможность удовлетворить их вследствие истощае-мости и снижения трудоспособности ведут к сшибке в понимании И. П. Павлова.

Особое внимание уделено как общим принципам терапии и профилактики невротических и реактивных состояний в целом, так и лечению, а также профилактике тех или иных отдельных вариантов клинической картины, в которых проявляется заболевание.

Перед детской психиатрией в настоящее время стоят огромные задачи. Профилактика невропсихических заболеваний должна занять большое место в ряду профилактических мероприятий других заболеваний населения Советского Союза. Не следует забывать, что момент возникновения невропсихической заболеваемости теряется в далеком детстве. Начинать эту работу надо на самой заре жизни личности.

Помочь правильно оценить невротические нарушения у детей и найти необходимые пути их лечения и профилактики — и является целью настоящей книги.




1 ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СТРУКТУРУ НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2 ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
3 ДЕТСКИЕ СТРАХИ
4 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
5 ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ НЕВРОТИЧЕСКИМИ И РЕАКТИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ
6 ЛЕЧЕНИЕ НОЧНОГО НЕДЕРЖАНИЯ МОЧИ
7 НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ
8 НАРУШЕНИЕ СНА
9 НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ МОЧЕИСПУСКАНИЯ
10 НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОГО АППАРАТА
11 Неврозы у детей.Их предупреждение и лечение (Симсон Т.П.)
12 ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВЛЕЧЕНИЯ
13 ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ
14 ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
15 РАССТРОЙСТВО ФУНКЦИИ РЕЧИ
16 РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С ТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИЕЙ
17 СВОЕОБРАЗНАЯ «НЕВРОГЕННАЯ АНОРЕКСИЯ» ПОДРОСТКОВ
18 СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО  ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ
19 СТРУКТУРА РЕАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
20 ТИКИ
21 УСТРАНЕНИЕ СИМПТОМОВ «НЕРВНОГО КАШЛЯ» И НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСУДИСТО-ВЕГЕТАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ
22 ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ











 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОХРАНЫ ЗД…

Важнейшее охраняемое государством социальное благо — здоровье как вечная, непреходящая ценность личности и общества. Достижение здоровья — мечта граждан любой страны, соответствующая государственная политика, мера ответственности всех институтов власти перед...

Эпизиотомия

Это небольшой разрез промежности, который делают во избежание разрыва мышц промежности матери при различных родовых осложнениях. Эпизиотомию делают в случае слишком напряженной или слишком натянутой промежности, если голова ребенка значительно...

7 ошибок после тренировки

7 ошибок после тренировки

Независимо от того, сколько пота и тяжело тренироваться, вы не увидите результаты, если вы не заботитесь о нескольких вещах после тренировки. Вы делаете эти ошибки? Нет положительных эффектов, если...

ОСНОВНЫЕ ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ВИТАМИНА (РЕТИНОЛ). Дефицит витамина А является третьим по распространенности в мире после дефицита железа и йода. Наиболее хорошо изучена роль витамина А в формировании зрительной функции. Витамин А (ретинол) участвует...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

ГИМНАСТИКА ДЛЯ БУДУЩЕЙ МАМЫ « ЙОГА ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ АКВАПОДГОТОВКА КАк узнать, какие нагрузки допустимы для Вас? Если до беременности вы активно занимались каким-либо видом спорта или физической культурой, можете продолжать...

СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ С…

СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ И РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Для невротических и реактивных состояний детей раннего возраста очень типичны отдельные патологические симптомы и синдромы, формирующиеся в той или иной системе организма (пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и т. д.). Мы...

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Современный период деятельности стоматологической службы предъявляет новые требования к качеству помощи. В частности, повысились требования пациентов, так как часто они оплачивают помощь из личных средств. Наряду с этим возросла правовая...

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Динамика населения характеризуется изменением численности и структуры населения по основным причинам: •   механическое движение (миграция); •   естественное движение. Механическое движение населения, миграция (от лат. migro — перехожу, переселяюсь) - территориальные...

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ, РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ, РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ

В XXI в. место и роль России в мировой экономике будут во многом определяться уровнем ее научно-технического развития, способностью создавать и эффективно тиражировать наукоемкие технологии, присутствием на мировом рынке высоких...

РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ США 2010-2012 гг

Выбор США связан с тем, что в этой стране более 60 лет медицинская помощь населению финансируется преимущественно на основе ДМС (более 70% населения застрахованы по ДМС), в отличие от стран...

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Доходы бюджета ФОМС — страховые взносы на ОМС; недоимки по взносам, налоговым платежам; пени и штрафы; средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда; доходы от размещения временно свободных средств;...

Очищение организма после похмелья

Проблему восстановления после похмелья надо разделять на две последовательно решаемые задачи: быстрое восстановление сносного самочувствия и восстановление чистоты организма, необходимое для нормального его функционирования. Быстрое восстановление самочувствия Первая задача должна...

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

ПОСЛЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ОСМОТРА

Самая неприятная часть посещения врача завершена. Осторожно спуститесь с кресла, спокойно одевайтесь и думайте, все ли вы сказали врачу. Не стесняйтесь и не бойтесь показаться навязчивой или непонятливой. После осмотра...

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ РО…

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) образована в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и...

A2

A2

7 простых привычек, которые хороши для вас

7 простых привычек, которые хороши для вас

7 простых привычек, которые хороши для вас Толпа на пути на работу может сделать вас расстроенной, даже прежде чем покинуть дом. И многие другие повседневные вещи влияют на ваше настроение...

wume.ru