Эти состояния встречаются очень часто на всех этапах жизни ребенка. Они в основном близки к только что описанным. Здесь нет первой стадии шока или же она очень слабо выражена, ибо события травмирующего характера развиваются в ином, более медленном темпе. По существу провести грань между ними и неврозами трудно. В реактивных состояниях, возникающих под влиянием травмирующей ситуации, мы наблюдаем обычно то же состояние заторможенности, угнетения, повышенной возбудимости, раздражительности. Существенным отличием от предшествующей группы, помимо выпадения стадии шока, являются более глубокие ха-рактереологические сдвиги, иногда ведущие в случае затянувшейся травмирующей ситуации к патологическому развитию личности. Кроме того, здесь создаются благоприятные условия для участия в клинической картине условнорефлекторного механизма.

Структура реактивных состояний, вызванная травмирующей ситуацией в возрасте до 7 лет

Самые ранние реактивные состояния наблюдались у детей в возрасте нескольких месяцев при начале прикорма. Во время грудного кормления ребенок получает и питание, и ласку от матери. Когда ему отказывают в груди, он отворачивается от прикорма и тянется к материнской груди. Сон его становится беспокойным и прерывистым, ребенок долго, часами, в течение ряда дней раздраженно кричит и плачет. Очень часто как остаточное явление после описанного состояния сохраняется от-

каз от всякой твердой или полужидкой пищи. Нередко у ребенка возникает реакция на отнятие от груди (сшибка от столкновения раздражительного и тормозного процессов). Ребенок беспокоен, раздражен, будучи взят матерью на руки, ищет ее грудь; ночью не спит, пронзительно кричит, вытягивается, опрокидывается назад всем телом. При попытке накормить его искусственными смесями отказывается от еды, а если принимает пищу, то спустя некоторое время у него возникает рвота. Это состояние обычно длится несколько дней, а затем, как правило, проходит. Однако в качестве остаточного симптома надолго могут сохраняться анорексия и рвота (описанные в главе, посвященной моносимптомам). В возрасте от 1½ до 2½—5 лет часты реактивные состояния, связанные с помещением в ясли, детский сад единственных и избалованных детей, или в детский дом, детей, потерявших мать. Ребенок неохотно идет в детское учреждение, плачет при разлуке с матерью, отказывается от еды, играет в стороне от детей, не вступает с ними в контакт. Появляется отказ от еды, либо психогенные рвоты, либо энурез и т. д. (см. главу II). Ребенок бледнеет, теряет в весе. Длительность таких состояний от нескольких дней до недель. В этом же возрасте может возникнуть реактивное состояние в связи с рождением второго ребенка в семье, уход за которым отнимает у матери значительную часть времени. Ребенок перестает быть в центре внимания семьи. В результате он начинает плохо относиться к младшему брату (сестре) и говорит матери: «Не нужен он нам, отдай его, выброси, унеси», а иногда исподтишка даже толкает его, щиплет. Он начинает придирчиво относиться к матери. Бьет ее, требует, чтобы она уделяла больше внимания ему. Он становится «беспомощным», просит, чтобы его брали на руки, возили в колясочке и т. д., отказывается самостоятельно есть, требуя, чтобы его кормили с ложки. Становится неопрятным. Нередко появляется анорек-сия или заикание. Сон ребенка становится тревожным. Если он обижает младшего ребенка, ему, естественно, приходится выслушивать упреки со стороны родителей, а порой дело доходит и до наказаний. Таким путем создается травмирующая ситуация, ведущая к болезни.

В преддошкольном возрасте конфликты с окружающими — частое явление. Иногда они создают фон, на котором особенно легко возникают патологические реакции, иногда же сами по себе уже являются реактивным состоянием, развившимся в определенной ситуации: последняя сводится к непониманию взрослыми возрастающего в 2—4 года стремления к выявлению своего «я» («я сам»). Встреча направленности к действенности с тормозами и запретами взрослых создает сшибку, невротическое состояние (И. П. Павлов), насыщенное упрямством, протестом, негативизмом. В возрасте 6—7 лет в реактивных состояниях появляются элементы навязчивости. В старшем дошкольном возрасте (6—7 лет), когда, как мы упоминали в главе о развитии ребенка, ему становятся доступными взаимоотношения окружающих, травмирующим фактором могут становиться недоразумения в семье, ссоры между родителями и т. д. В прежде целостное отношение к ним ребенка вкрадывается разлад. При наличии привязанности появляется осуждение. Ребенок становится на сторону одного из родителей. Возникает невроз.

Примером реактивного состояния в связи с травмирующей ситуацией являются следующие наблюдения.

Наташа Д., 7 лет. Подавленное настроение, мысли о самоубийстве. Дед по матери в возрасте 80 лет страдал бредом величия. Дед отца повесился во время тифа. Девочка родилась в срок. Роды нормальные. В раннем детстве страдала эксудативным диатезом. В возрасте 4 лет перенесла ангину и корь в тяжелой форме, позднее болела вирусным гриппом. Несколько месяцев тому назад вернулась из США, где отец ее находился в служебной командировке. Девочка часто смотрела телевизионные передачи на криминальные темы. По приезде на родину поступила в школу. Стала говорить: «Зачем жить?», «Не буду жить». Расспрашивала о способах самоубийства. При этом говорила: «Надо перерезать мясо на ногах и сесть в ванну». Находясь в пионерлагере, замотала голову в простыню и говорила: «Я хотела бы родиться раньше, чтобы дракон меня растерзал». Говорит много о страшных сказках (могла читать «о страшном» в США), о том, что из ее подруг «одни хотят жить, а другие нет». Интеллект нормальный. В соматическом статусе отклонений от нормы не отмечается.

Сведения, почерпнутые из телевидения с соответствующими криминальными сценами создали инертный очаг раздражения с зоной торможения вокруг. Отсюда и подавленность, и мысли о смерти с фиксацией внимания на различных видах самоубийства, почерпнуть сведения о которых она могла лишь из соответствующего специфического содержания телевидения.

У инфантильного ребенка в связи с поступлением в семилетием возрасте в школу могут иметь место травмирующие переживания в силу того, что психика его еще недостаточно созрела и школьный режим является для него сверхсильным раздражителем. Ребенок ведет себя, как дошкольник: приносит в школу игрушки, играет под партой, ходит по классу во время занятий, просится домой, к маме и т. д.

Саша С., 8 лет. Мать в периоде беременности Сашей страдала токсикозом. Ребенок, единственный в семье, рос инфантильным, астеничным, эгоцентричным, избалованным, замкнутым, без детского коллектива. В возрасте 7 лет поступил в школу. Через несколько дней в класс, где учился Саша, пришел неопытный вожатый, не сумевший создать себе авторитет. Поднялся большой шум, дисциплина была нарушена. Дети возбудились. Сашу поставили в угол, прикрикнули на него. Это оказалось для ребенка сверхсильным раздражителем. На другой день Саша отказался идти в школу. Когда его хотели отвести туда насильно, в глазах его появился ужас, и он закричал: «Не могу я идти в школу!». Год провел дома, занимаясь по программе класса. В восьмилетнем возрасте был отдан вторично в школу. Ребенок продолжал отказываться от посещения школы, после двух уроков просился домой, был подавлен, говорил, что ему страшно, скучно. На второй день пошел в школу со слезами. Через 3 дня заболел гриппом и после болезни категорически отказался посещать занятия. Дома занимался охотно. В 9 лет родители вновь попытались устроить мальчика во 2-й класс. И на этот раз пошел в школу со слезами (со знакомой девочкой). Посещал занятия 2—3 месяца, все как будто наладилось. Но вот заболела учительница и заменять ее пришел учитель из другого класса, которого Саша боялся. Вскоре мальчик заболел гриппом. После выздоровления возобновил ученье, но, уходя в школу, плакал и говорил: «Боюсь учителя». Затем, совсем перестал посещать школу и не пошел в нее даже тогда, когда вернулась прежняя учительница. Отец побил ребенка, на что он очень тяжело реагировал и долго после этого не подходил к отцу.

Ребенок страдает туберкулезной интоксикацией. По характеру эгоист, эгоцентрик, привязан к старым вещам; любит играть со старыми игрушками, долго не мог надеть новый костюм.

Хрупкий, астеничный, инфантильный ребенок с ранимой нервной системой, «одиночка» по своей психике, не-доросший до школы и не сумевший привыкнуть к ее режиму и требованиям. Под влиянием сверхсильного раздражителя образуется срыв и отрицательный условный рефлекс на школу. Последний трудно угасить — каждый раз он появляется вновь (особенно под влиянием астени-зации гриппом). Подобная прочность условнорефлектор-ной связи обусловлена большой инертностью психики

(привязанность ко всему старому), трудностью переключения на новое. Эта инертность, возможно, связана с известной функциональной недостаточностью нервной системы, обусловленной внутриутробной интоксикацией.

Сходно с вышеприведенным и следующее наблюдение.

Марина Б., 8 лет. Девочка не посещает школу. Мать в период беременности Мариной страдала токсикозом беременности. Девочка до года много кричала. Перенесла в раннем детстве дизентерию, паратиф, свинку, ветрянку. Воспитывали с чрезмерной опекой. До 6 лет спала вместе с бабушкой. До 6 лет не одевалась сама, очень избалована. Росла без детского общества, робкой, застенчивой, беспомощной. До года обостренно реагировала на общество незнакомых людей. В 7 лет (в 1954 г.) пошла в школу. В первый же день была случайно заперта в уборной (захлопнулась дверь). Девочка испугалась, плакала, кричала. Когда ее освободили и привели плачущую в класс, учительница, не разобравшись в инциденте, накричала на нее. Девочка с плачем просилась «к мамочке». После этого стала бояться учительницы. Через 2 месяца перестала ходить на занятия и была переведена в другую школу, которую согласилась посещать при условии, если мать будет сидеть в классе. Договорились, что мать будет сидеть в вестибюле. Однако заметив, что матери в школе нет, подняла страшный крик. Осенью 1955 г. болела бронхитом. После болезни боялась идти в класс. Пугалась школьного врача и даже школьной формы. Стала грызть ногти. Девочка бледна. Живая, адекватная мимика. В кабинете врача не хочет оставаться без мамы. Вполне доступна. О себе дает сведения точно и правдиво.

Инфантильная, избалованная, не получившая в свое время необходимых навыков, лишенная в прошлом детского коллектива девочка переживает психическую травму (действие сверхсильного раздражителя) и дает реакцию страха перед школой. Интересно отметить, что в данном случае, подобно тому как это бывает у малышей, имеет место генерализация страхов (см. главу II): боится учительницу, школьного врача, детей и, наконец, школьной формы. Объяснение этому кроется в инфантилизме, обусловленном цепочкой инфекций. Многочисленные инфекции обусловили, вероятно, инертность раздражительного процесса и затяжной характер реакции. И здесь астенизация бронхитом затормозила условную связь со школой.

Лауней, приводя описание 10 наблюдений детей 6—15 лет нормального интеллекта (7 мальчиков и 3 девочки), дает следующие две группы фобии школы.

В первую обычно входят маленькие дети. Это приступ страха перед первым посещением школы; однако фобия школы удерживается иногда и до 8—10 лет. Ребенок бурно протестует против школы; в основе этого протеста лежит страх. Иногда, не желая идти в школу, он симулирует болезнь; или это боль в животе, или чувство усталости, или рвота. Указанные проявления сочетаются с рядом характереологических соматических трудностей (энкопрезия, дневной энурез, отказ от еды).

В этих случаях чаще удается успокоить ребенка, и последний привыкает к школе; иногда для этого требуется длительная психотерапевтическая работа.

Во вторую группу входит скрытая фобия более старших детей. Такие дети в момент, когда надо войти в школу, поворачивают назад, бродят по улицам и возвращаются домой в обычные часы прихода из школы. Получается порочный круг: ребенок не решается признаться родителям, что он не был в школе, и не может войти в школу, где обнаружится, что он не посещал занятий по неуважительной причине. И в то же время такой ребенок гуляет по улицам не для удовольствия, — наоборот, он тревожен и угнетен.

Причину школьных фобий автор усматривает в боязни педагога, товарищей, проявивших агрессию, в опасении получить плохую отметку, в страхе перед родителями за эту отметку и т. д.

Для малышей значительную роль играет смена детского сада на школу с большим детским коллективом. Безусловно имеет значение и личность ребенка. Это обычно боязливые гиперэмотивные дети, нуждающиеся больше других в поддержке; неуверенность в себе — их наиболее характерная черта. Вопреки данным Буварда (Bouvard), автор не описывает особых отклонений со стороны психики у родителей наблюдавшихся им детей. Зато в некоторых случаях можно было безусловно отметить чрезмерную фиксацию ребенка на матери.

Структура реактивных состояний, связанных с травмирующей ситуацией в возрасте 8—12 лет

Конфликты школьного порядка нередко ведут и в этом возрасте к формированию реактивного состояния. Это — трудность адаптации в школе, несправедливость учителя, ссора с товарищами. Заторможенность в реактивном состоянии этого возраста уступает место подавленности. Дети, отвлеченные переживаниями, начинают хуже учиться. Ухудшается аппетит, ребенок бледнеет, теряет в весе. Нередко возникают явления навязчивости, тики. Часто встречаются переживания, связанные с семейными конфликтами.

Коля Е., 9 лет 11 месяцев. Приемные родители жалуются, что мальчик очень труден по поведению. Отец ребенка погиб на фронте, мать была убита фашистами. Взят в возрасте 2 лет из детского дома очень слабеньким, худым, истощенным. Бросился навстречу приемным родителям и не отходил от них. Отличался большой двигательной возбудимостью. Отданный в детский сад, продолжал быть суетливым, делал все наоборот. Во время пребывания в детском санатории в возрасте 5 лет очень тревожился, опасался, что он «потеряется», что родители не найдут его. Раз, когда-то из-за сильной грозы был оставлен на ночь в детском саду, боялся, что его родители умерли. Рос ласковым, эмоционально живым ребенком. При виде плачущей матери сам начинает плакать, хотя обычно не слушается ее. Несколько месяцев тому назад был выведен из класса за шалости, причем ему было поручено передать отцу записку о своем плохом поведении. Боясь наказания, мальчик ушел из дома, ночевал на чердаке с двумя-тремя беспризорниками. Уходы повторялись. Однажды вместе с беспризорными детьми устроил на чердаке пожар.

К ребенку дома применяли неправильный подход, за правин-ности раздевали догола в ванной комнате и оставляли там одного.

Школьная характеристика рисует ребенка неорганизованным, недисциплинированным: на уроках вертится, смеется, болтает с соседями.

При поступлении ребенка в клинику института бросается в глаза его резкая заторможенность. Говорит, как бы преодолевая препятствия, судорожно; на многие вопросы отвечает: «Не знаю». Напряжен. Если собеседник обращается к нему очень тихим голосом, он полнее отвечает на вопросы. Все время гримасничает. В отделении вял, очень молчалив, малодоступен, напряжен. Считает себя здоровым. Признался, что мать любит больше, чем отца. Задал вопрос: «А правда, что я из детского дома?». Интересов и желаний не высказывает. Явно интересуется книгами, любознателен, в классе ведет себя правильно. В саду занят делом. Предложил, между прочим, разжечь в саду костер. Очень обидчив. Вспыльчив, но отходчив, хотя все же вспыхнувший внезапно аффект имеет склонность к застреванию.

В соматическом статусе отклонений от нормы нет.

В неврологическом состоянии: анизокория, недостаточность конвергенции, дрожание век. Анализ крови: лимфоцитов 38%, РОЭ 17 мм в час. Анализ ликвора: давление 470. Белок 0,231 %, цитоз 8/3. Сахар в крови 85‰, в ликворе 75‰.

Ребенок получал малые дозы брома и общеукрепляющее лечение. Напряженность уменьшилась. Вел себя правильно. Выписан со значительным улучшением.

Ребенок в раннем детстве потерял родителей. В возрасте 2 лет, когда его брали приемные родители из детского дома, бросился им навстречу. Обычно события жизни в возрасте до 3 лет покрываются «физиологической амнезией». Однако наблюдения военного времени, как уже говорилось, показывают, что при наличии очень сильного аффекта рамки физиологической амнезии раздвигаются, и поэтому не исключена возможность, что смутное ощущение перенесенной утраты у ребенка могло иметь место (страх, что его потеряют, что родители умерли и т. д.). В дальнейшем при конфликтах в школе — уход из дому и школы, где он также не мог приспособиться к окружавшей его среде. Неправильный подход в семье (запирали голым в ванной) еще более усиливал реактивное состояние. Перманентно травмирующая ситуация создала больной пункт — очаг возбуждения с разлитым торможением вокруг. Отсюда и заторможенность ребенка и наличие фазовых состояний (лучше удается контакт при тихом голосе ведущего беседу — парадоксальная фаза). Склонность к застреванию аффекта. Неврологические (микроорганика) и ликворные данные говорят безусловно о благоприятной почве для образования инертного очага раздражения.

Структура реактивного состояния при травмирующей ситуации в возрасте 12—16 лет

В пубертатном возрасте столкновения подростка с окружающей средой встречаются нередко. Причина кроется в том, что окружающие ребенка лица не всегда должным образом относятся к пробуждающимся у него новым влечениям и новым запросам (см. главу I). Они продолжают смотреть на подростка как на ребенка, раздражают его мелочной опекой, не умеют установить с ним дружеских, основанных на взаимном доверии отношений. Значительную роль могут играть и первые увлечения подростка (совместное обучение снизило удельный вес этого фактора).

Для реактивных состояний подросткового возраста характерно усиление сомато-вегетативного компонента: ипохондрические симптомы, особенно связанные с ощущениями со стороны сердца, подавленность с тенденцией к замыканию в себе и нередко с мыслями о смерти. Довольно часто встречаются явления навязчивости. Депрессия может принимать очень глубокий характер. Возможны мысли о самоубийстве.

Толя Н., 14½ лет. Отказался посещать школу. Дед по отцу психически болен, у матери — подавленное настроение.

Ребенок очень много болел: корью в возрасте 6 лет, брюшным тифом — в 7 лет, в восьмилетнем возрасте перенес в тяжелой форме малярию, сопровождавшуюся бредовым состоянием.

В возрасте 3 и 13 лет перенес ушиб головы. После второго ушиба сильно болела голова, отмечался шум в ушах, ненадолго отнялись ноги. Стал хуже учиться. В раннем детстве наблюдались ночные страхи. Рос эмоционально холодным ребенком. Не любил школу из-за шума. Мальчик жалуется на головные боли, головокружение, повышенную утомляемость. Яркая игра вазомоторов. Со стороны соматического статуса отмечается приглушение тонов сердца.

Когда мальчик переходил в 6-й класс, отец пригрозил ему, что если он не выдержит экзаменов, то будет выдран. Перестал ходить на экзамены, стал подавленным, угнетенным. Остался на второй год. После конфликта с учителем вскоре перестал посещать занятия. Был переведен в другую школу. Вначале посещал занятия, но после перенесенной месяц тому назад ангины вновь перестал учиться.

О причинах непосещения школы умалчивает, при расспросах перестает разговаривать, замыкается, уходит в себя, становится недоступен.

У подростка, перенесшего ряд инфекций и две травмы головы, страдающего головными болями, головокружением, гиперакузией, в связи с неправильным поведением отца возникает тяжелый конфликт. С одной стороны, он испытывает трудности в обучении в связи с органической недостаточностью центральной нервной системы, а с другой стороны, его побуждают к напряжению всех сил угрозы близких. Возникает сшибка нервных процессов возбуждения и торможения и развивается тяжелое реактивное состояние. Инертность симптома отхода от школы объясняется малой подвижностью нервных процессов у ребенка с органическим поражением мозга.

Реактивные состояния при длительно травмирующей ситуации, если последняя не разрешена, могут принимать затяжной характер. Случается, что, возникнув в-раннем возрасте и неся в себе все типичные черты, присущие заболеванию этой возрастной фазы (так называемые моносимптомы), реактивное состояние сохраняет тот же характер и на дальнейшей ступени развития ребенка. Моносимптомы фиксируются по типу условного рефлекса и продолжают оставаться ведущим синдромом на той фазе, для которой они отнюдь не типичны.

Наташа В., 9 лет. Поступила в детское отделение института 15/VIII 1956 г. Выписана 15/ХІІ 1956 г.

Девочка страдает дневным недержанием мочи и кала. Мать ее тревожна, вспыльчива, после вторых родов (в семье имеется еще сын 5 лет) отмечалось переутомление нервной системы (диагноз лечащего врача). В семейном анамнезе отклонений от нормы нет. Беременность Наташей протекала легко. Роды длительные (ребенок стоял в выходе из таза всю ночь). Асфиксия. Развитие протекало нормально. Навыком опрятности овладела рано.

До 5 лет росла спокойной, веселой, жизнерадостной, очень избалованной, несколько капризной девочкой. Часто ссорилась с детьми, любила ими командовать. Считалась высокоразвитым в интеллектуальном отношении ребенком.

В грудном возрасте перенесла тяжелую диспепсию. В возрасте 5 лет — митигированную корь, 6 лет — коклюш и ветрянку.

Рождению брата (в возрасте 5 лет) была очень рада. Однако в связи с тем, что ее положение в семье резко изменилось (больше внимания уделяли брату, нуждающемуся в уходе), вскоре стала плохо относиться к брату и обижать его. За это получала много замечаний. В пятилетнем возрасте была однажды жестоко наказана матерью. В этот момент пережила сильный испуг, в связи с чем резко побледнела и впервые помочилась под себя. Успокоилась сравнительно быстро. Непроизвольное мочеиспускание случалось сначала изредка, а затем все чаще и чаще. Через год присоединилось недержание кала. Моча и кал выделяются в небольшом количестве с малыми промежутками. Поэтому девочка часто бывает мокрой. Переживала свой недостаток тяжело, старалась скрыть его от матери. Мать в первое время ее била. У девочки появилась склонность к фантастике, может «присочинить». Стала жаловаться на различные боли и болезни. В школе с 7 лет. Учится хорошо, но неусидчива, ленится, требует стимуляции и контроля. Сторонится детей, так как стесняется, что от нее пахнет. Дома общительна и весела. Иногда отмечается снохождение по ночам. Брата обижает до сих пор.

Со стороны соматического статуса нечистый первый тон у верхушки сердца. Неврологически: легкая асимметрия иннервации лицевых нервов. Сухожильные рефлексы высокие, с расширенной зоной. Моча — норма. В клиническом анализе крови отклонений от нормы нет. Рентгенограмма крестцово-поясничного сплетения обнаружила незаращение дужки.

В беседу с врачом вступает легко, приветлива, эмоциональна. О себе сообщает охотно, спокойно говорит о своей болезни. Однако, когда заговорили об ее брате, об отношении к нему матери, о том, что она его обижала и ее за это наказывали, горько расплакалась. Интеллект, круг сведений и интересов в пределах нормы. В отделении бывает неопрятна, но скрывает это и прячет загрязненное белье.

Девочка подробно обследована патофизиологически. Исследование высшей нервной деятельности по двигательной методике с речевым подкреплением дало следующие результаты. Условная двигательная реакция на красный цвет выработалась с четвертого сочетания, на первый звонок — с третьего сочетания. Но на зеленый свет дифференцировка оказалась непрочной и растормозилась на шестом сочетании. При выработке дифференцировки последовательное торможение — затормозилась условно-двигательная реакция.

На рис. 9 показано растормаживание дифференцировки на зеленый свет, затормаживание условной двигательной реакции на звонок (на шестом сочетании) и перевод раздражителя «красный свет» на его словесное обозначение (удался со второго сочетания).

Словесный отчет: отразился установленный стереотип. Не нашло адекватного отображения растормаживание дифференцировки, затормаживание условно-двигательной реакции на звонок и перевод на «слово». Внешний тормоз оказал тормозное влияние на первый звонок. Условное торможение выработалось сразу. Стереотип был переделан со второго предъявления. Спустя 2 недели сохранился первый стереотип.

Угасание первого звонка произошло с третьего сочетания. «Возраст» звонка — 25 сочетаний (рис. 10).

Угашение показало быстроту угасания (с третьего сочетания). В стереотипе, данном после 10 нулей, первый звонок оказался

первый раз угашенным, а затем восстановленным. Словесный отчет адекватный. Можно говорить о слабости раздражительного процесса и о преобладании тормозного.

В течение пребывания в отделении девочка получила адиуре-крин по 0,02 г (в нос}, диету по Красогорскому, 2 курса электросна

и один курс медикаментозного сна с переходом на условнореф-лекторный (бромурал 0,25 г + глюкоза 0,25 г).

Ввиду того что энурез хотя и реже, но продолжается (непроизвольная дефекация прекратилась), назначено лечение аминазином (проведено 17 лечебных дней). В дальнейшем лечение аминазином чередовалось с введением новокаина с расчетом на его условнорефлекторное действие.

Девочка, по ее словам, стала ощущать позывы на мочеиспускание. С 4/ХІ опрятна. Выписана 5/ХІІ здоровой.

У девочки, перенесшей асфиксию в момент родов и тяжело болевшей токсической диспепсией в младенчестве, в период резкого изменения ее положения в семье (после рождения брата избалованная девочка перестала быть в центре внимания) во время наказания ремнем возникает шоковое состояние испуга, сопровождающееся энурезом. Поскольку травмирующая ситуация продолжалась (девочку бранили и били за плохое отношение к брату), симптом фиксировался, осложнившись к тому же недержанием кала. Фиксации симптома могла способствовать и некоторая органическая недостаточность центральной нервной системы (асфиксия), вызвавшая инертность психических процессов. Интерес представляет тот факт, что место возникновения невротических симптомов определялось недостаточностью соответствующих систем (токсическая диспепсия могла способствовать недержанию кала, а незаращение дужки S — недержанию мочи).

В дальнейшем невротическая реакция реализуется по условнорефлекторному типу. Можно говорить, что элементы реактивного состояния имелись и в настоящее время (реагировала плачем, когда касались ее «больного пункта»).

Я. Декроли (J. Decroly) отмечает, что неопрятность интеллектуально нормального ребенка в том возрасте, когда опрятность стала уже прочным навыком, указывает на «аффективную агрессию». Мы знаем, что возвращение на пройденный этап развития типично для реактивных состояний в младшем возрасте. Автор подчеркивает, что раздражение родителей против ребенка требует психотерапевтического подхода к родителям и ребенку одновременно. Реактивные состояния, возникшие в связи с травмирующей ситуацией, в случаях, если эта ситуация не изменена или не выработано к ней отношение, позволяющее воспринимать ее с меньшей трав-матизацией, могут затягиваться на длительный срок. При этом отдельные черты измененного поведения (угнетенность, замкнутость, нерешительность, упрямство) начинают входить в структуру характера ребенка и подростка. Патологические формы поведения становятся привычными реакциями. В этих случаях происходит патологическое развитие личности (которое так часто принимают за так называемую психопатию).

Примером сказанного может служить наблюдение, представленное нам В. П. Кудрявцевой.

Леля П., 11 лет. Обратилась в поликлинику по поводу снижения успеваемости, рассеянности, ослабления интереса к учению.

Отец умер в молодости от тифа. Мать неуравновешенная, замкнутая, обидчивая женщина. Девочка развивалась нормально, по характеру была общительная, веселая, легко сходилась с детьми, быстро привязывалась к людям. Когда ей было 1½ года, появился отчим. В семье больше детей не было. Отчим относился к ребенку, как к своему, и девочка платила ему тем же. При поступлении в школу девочка проявила хорошие способности и училась до последнего времени хорошо. Месяц тому назад мать находилась в больнице. Ночью к спящей девочке подошел отчим и разбудил ее непривычными для нее ласками. Девочка испугалась, но не поняла смысла происшедшего и рассказала обо всем девочке-соседке 15 лет, объяснившей ей значение поведения отчима и посоветовавшей ей спать в штанишках. На следующую ночь отчим сделал попытку изнасиловать девочку. Девочка стала кричать, и отчиму пришлось прекратить своя намерения. С тех пор отчим приносил девочке много подарков, был с ней ласков, а иногда наоборот, раздражался и был насмешлив, особенно при чужих. Попыток к близости не возобновлял. Девочка стала избегать оставаться с ним наедине, держалась резко отчужденно, перестала его слушаться. Такие отношения между отчимом и девочкой удерживались до возвращения из больницы матери. Не зная причины наступившей перемены во взаимоотношениях дочери и отчима, она стала упрекать девочку за то, что та груба с последним. Между тем из школы поступили жалобы на то, что девочка потеряла интерес к занятиям, стала замкнута, задумчива, напряжена. Все ее раздражало, по лицу все время пробегали гримасы недовольства, на уроках в классе была невнимательна. Отказалась участвовать в школьном спектакле, хотя раньше охотно декламировала и занималась ритмической гимнастикой. Стала уединяться, подруги постепенно отошли от нее. Сильно похудела, побледнела. Спала тревожно Однажды, когда девочка резко ответила отчиму и мать упрекнула ее за это, она тут же, в присутствии отчима, рассказала о том, что произошло между ними в ее отсутствие.

На приеме у врача девочка была почти недоступна. Лишь во время третьей беседы заплакала и сказала врачу: «Он мне больше не отец».

Спустя год была вновь у врача. Отчим совершенно прекратил приставания к ребенку, но отношения между ними не наладились.

Девочка училась хорошо, к ней вернулась прежняя активность, но она осталась скрытой и с трудом вступала в контакт с окружающими.

В данном случае, помимо травмы, причиненной попыткой к изнасилованию (сверхсильный раздражитель), девочка переживала глубокий конфликт. Привязанность, которую она испытывала к отчиму, как к отцу, пришла в столкновение с резко отрицательным отношением к нему («он мне больше не отец»). В результате развилось длительное реактивное состояние с образованием «больного пункта» — очага раздражения с зоной торможения вокруг (плохая успеваемость, угнетенность, замкнутость).

Несмотря на некоторое изменение травмирующей обстановки, следовые раздражения все же остались (чему способствовало присутствие отчима), что, возможно, не дало полной ликвидации всех патологических явлений и повлекло за собой патологическое развитие личности девочки.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ОТЛИЧИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Кроме явных различий половых органов новорожденные мальчики и девочки имеют еще и явные психические отличия. Девочки, в среднем, больше спят, у них более низкий, чем у мальчиков, порог тактильной и...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

Право человека на жизнь и здоровье - неотъемлемое право, принадлежащее каждому гражданину страны от рождения. Право на здоровье сравнительно недавно стало одним из обязательных прав в конституциях многих стран. В...

СТАНДАРТЫ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Мировое сообщество более полувека занимается вопросами единообразного кодирования медицинских данных (создания медицинских словарей). В течение последних 20 лет активно разрабатывают и формы передаваемых документов, и протоколы обмена между медицинскими информационными...

РЕБЕНОК САМ ПОДБЕРЕТ ПОДХОДЯЩИЙ РЕЖИМ

Режим дня — это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность в удовлетворении физиологических потребностей организма: бодрствования, сна и кормления, а также своевременная смена различных видов деятельности во время бодрствования. ...

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

Kredito24 от 2 000 до 9 000 рублей

  Kredito24   Сумма займа - от 2 000 до 9 000 рублей                                  Взять деньги сейчас >>        

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР

Во время первого визита вам измерят рост, вес и артериальное давление. Данные первого осмотра — отправная точка, по которой будут оцениваться Изменения в состоянии вашего здоровья в период беременности,...

Приключения алкоголя в человеческом организме

Как алкоголь попадает в организм - это понятно: всасывается из желудочно-кишечного тракта. Количество кишечного и желудочного содержимого, его состав (например, жиры замедляют всасывание алкоголя, а газированная минералка его ускоряет) и...

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Одним из проявлений невротического состояния у детей являются страхи. Ребенок раннего возраста, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового,...

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ И ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 г

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ И ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 г

Росстат России (2011 г.) дает три варианта прогноза численности населения и демографических показателей РФ к 2018 г.: пессимистичный (низкий), средний и нормативный (высокий). Пессимистичный прогноз — это экстраполяция существующих демографических...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

На заседании президиума Государственного совета РФ 16 января 2012 г. в г. Саранске рассмотрен вопрос «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации». В результате был определен комплекс...

ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ

Болезнь Дауна — наиболее частая хромосомная аномалия, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом. Частота заболеваемости 1:700 живорожденных. Клиническая картина. Болезнь проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и...

СЕДЬМОЙ-ВОСЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ ребенка

СЕДЬМОЙ-ВОСЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ ребенка

Хорошо развита моторика, речь становится связной, ребенок может передавать свои мысли и впечатления, легко овладевает навыками чтения и письма. Однако у малыша еще преобладают игровые элементы деятельности, отсутствуют возможности...

НАРУШЕНИЯ ПОХОДКИ

Походка—это совокупность особенностей позы и движений при ходьбе. Нарушение походки, т. е. нарушение двигательного акта во времени и пространстве, возникает при поражениях опорно-двигательного аппарата и(или) нервной системы. Этиология. Основную роль...

Перерезание пуповины

Сегодня даже в клиниках не спешат с перерезанием пуповины, так как известно, что пульсирующая пуповина переносит достаточно обогащенной кислородом крови в детский организм, даже если ребенок затягивает время своего первого...

ЭНУРЕЗ

Энурез — недержание мочи во сне. В этих случаях речь идет не об истинном недержании мочи, поскольку во время бодрствования ребенок может удерживать в мочевом пузыре значительное ее количество. Наряду...

ВАШ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ «ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА СИЛЫ ГОРМОНОВ» ДОКТОРА ВЛИЕТ

И так, вы предполагаете, что ваши гормоны функционируют не очень хорошо. У вас есть какие-либо симптомы недостаточной работы щитовидной железы, но эти симптомы также могут появиться из-за низкого содержания эстрадиола...

Цели и приоритетные направления развития здравоохранения РФ на среднесрочную перспективу (…

ВОЗ определено, что главной целью создания и развития систем здравоохранения является улучшение здоровья населения. В РФ благодаря мерам целевого характера, предпринятым в отрасли с 2005 по 2012 г., было достигнуто...

wume.ru