Нарушение сна — очень частое проявление невротического состояния у детей.

Согласно учению И. П. Павлова, сон имеет «спасительное» охранительное значение для мозга. Благодаря ему утомленная нервная система восстанавливается, так как сонное торможение временно значительно снижает работу корковых клеток, обеспечивает им отдых, усиливает обменные процессы и делает клетки способными к дальнейшему возбуждению. Здоровый ребенок— сохраняет во сне спокойное выражение лица, мышцы его тела расслаблены, он дышит глубоко и ров-

но. Лицо розовеет, усиливается периферическое кровообращение.

Дети спят больше, чем взрослые. Новорожденный спит почти круглые сутки; к концу 2-го месяца у него устанавливается регулярная смена сна и бодрствования. Ребенок уже больше спит ночью, а днем больше бодрствует.

В дальнейшем бодрствование начинает занимать все большее место в режиме дня ребенка. В течение первого года жизни ребенок спит днем 3 раза по 2 часа, в начале 2-го года — 2 раза по 2 часа, а к 1½ годам — один раз в день.

Школьник спит только ночью 9—10 часов (взрослый спит 7—8 часов в сутки).

Н. И. Красногорский указывает, что если ребенок недоспал 2 часа, то возбудимость его коры уже меняется. А если из полагающегося ему по возрасту для сна времени ребенок недоспит 6 часов, то в коре его мозга наступают глубокие изменения возбудимости; «Если клетки коры лишаются нормального отдыха или если они насильственно выводятся из охранительного торможения, то наступают глубокие изменения их возбудимости, характеризующиеся полной потерей устойчивости и резкими колебаниями возбудимости». Детям — невротикам школьного возраста в санаторных учреждениях рекомендуется спать ночью 9—10 часов и днем 1½—2 часа. Удлинение сна до 14—16 часов, оказывающееся полезным для детей этого же возраста при разных заболеваниях (неврозы, постинфекционная астения, ревматическая хорея), достигается применением лечебного сна (см. главу VI).

Нарушения сна проявляются в разных формах. Очень часто затруднен момент засыпания.

Здоровый ребенок испытывает к вечеру естественное утомление, и у него появляется готовность ко сну (к торможению работающих клеток коры мозга). Уложенный в постель ребенок быстро засыпает. По данным Б. В. Андреева, длительность засыпания у детей довольно лабильна. Засыпание ребенка, находящегося в невротическом состоянии, часто нарушено. Он не может заснуть, ворочается, проявляет беспокойство, просит мать посидеть около него, почитать ему. Причина чаще всего кроется в том, что от впечатлений пережитого дня ос-

таются, как говорит Н. И. Красногорский, застойные очаги возбуждения в мозгу, вследствие чего сонное торможение наступает очень медленно. Особенно большое значение имеют прочитанные ребенку перед сном или прослушанные по радио волнующие по содержанию рассказы, возбуждающие сцены на экране телевизора, шумные игры. Яркий свет, громкий разговор, особенно ведущийся в возбужденных тонах между близкими людьми, также нарушают сон ребенка. Следует помнить, что при наступлении сна органы чувств (периферическое звено зрительного и слухового анализаторов) не прекращают целиком свою деятельность; глубина же сна в начале засыпания невелика. Кроме того, у находящегося в невротическом состоянии ребенка пороги раздражения, как правило, снижены по сравнению с таковыми у здорового ребенка. Высокая или низкая температура в комнате, кожный зуд, боль также могут нарушить засыпание. Некоторые дети жалуются, что засыпая, они испытывают чувство падения. Высказывалось предположение, что это ощущение обусловливается неудобной позой в момент засыпания. Во сне мышцы расслабляются и тело принимает другое положение. Возникающий при этом толчок может быть воспринят как падение или полет.

Глубина сна у нервного ребенка часто нарушена. Такой ребенок спит поверхностно, неспокойно, просыпается, а засыпая, жалуется, что у него «болят ручки, ножки, спинка», хочет пить, просит высадить его на горшок, требует игрушек, хочет, чтобы мать взяла его к себе в кровать; иногда среди ночи возникают страхи. Ребенок вскакивает, дрожит всем телом, глаза его широко раскрыты, на лице выражение ужаса. Лицо бледнеет или краснеет, покрывается капельками пота. Иногда ребенок смотрит в пространство, как бы видя то, что в нем вызвало страх, при этом он дрожит мелкой дрожью, прижимаясь к взявшей его на руки матери. Отдельные выкрикивания («боюсь», «дядя там» и т. д.) свидетельствуют о том, что он кого-то боится. Будучи уложен матерью в постель (в момент приступа страха ребенок обычно не узнает мать), он постепенно затихает и засыпает. На утро, как правило, он не помнит о случившемся. Такие приступы иногда повторяются по несколько раз в ночь. Речь здесь идет о том, что ребенок видит беспокоящие его сновидения в связи с возбуждающими

его впечатлениями дня. Все, что ребенок видит во сне, как правило, связано с впечатлениями окружающей его обстановки. Когда днем ребенок бодрствует, его мозг возбуждается этими впечатлениями. Мозг ребенка хранит следы и раньше действовавших на него раздражений. Эти следы могут днем оживляться, и тогда появляются воспоминания о виденном и слышанном. Но, как правило, в бодрствующем мозгу господствуют более сильные текущие впечатления. Ночью клетки мозга затормаживаются и наступает сон. Иногда торможение не охватывает всех клеток, и наиболее возбужденные днем клетки коры мозга остаются неохваченными сонным торможением. Сильно подействовавшие на ребенка впечатления переплетаются со следами прежних впечатлений. Возникают сновидения. В зависимости от того, каковы были эти впечатления, сновидения могут быть приятными или тяжелыми, даже устрашающими. Это случается, когда ребенок пережил тяжелую семейную сцену между родителями, когда он был свидетелем какого-либо потрясающего его события или когда его запугивают (в «воспитательных» целях!!), например, тем, что его заберет дядя в мешок» или «придет волк из леса» и т. п. В таких случаях поведение ребенка ночью может непосредственно отразить травмировавшее его переживание. Так, ребенок, переживший испуг в связи с неожиданным появлением в поле его зрения громко лающей собаки, просыпается ночью с криком: «собачка», «укусит». Гейнц, Блекман (Heinz, Bleckman) ставят расстройство сна в тесную связь с состояниями страха.

У детей более старшего возраста сон может быть поверхностным вследствие того, что сильные школьные впечатления являются для них очагом возбуждения. Они продолжают во сне отвечать уроки, держать экзамены и т. д. Недостаточно глубокий сон может обусловливаться также проприо- и интероцептивными ощущениями с кожи (при кожном зуде; со слизистой заднего прохода и влагалища при наличии остриц; со слизистой кишечника при метеоризме и т. д.). Раз возникнув, нарушение сна может в дальнейшем протекать по типу условнорефлекторного механизма.

В отдельных случаях наблюдается снохождение детей по ночам. Дети встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим, устремленным в пространство

взором, ходят по комнате, производят ряд как будто целесообразных, но в тот момент совершенно неуместных действий (перекладывают вещи в комнате, собирают постельные принадлежности и т. д.). Если дверь открыта, они могут выйти на улицу. Все упомянутые действия производятся чаще молча, иногда же ребенок говорит в это время что-либо, не относящееся к данной ситуации.

Если мать в это время не остановит ребенка и не уложит его в постель, он, в конце концов, ляжет сам и уснет, а утром ничего не будет помнить о случившемся.

Как объяснить происхождение таких снохождений?

В отдельных случаях может возникнуть вопрос об эпилепсии. Тогда снохождение является как бы заменой (эквивалентом) судорожного припадка. В этих случаях, как правило, по истечении некоторого времени у ребенка появляются и другие, типичные для эпилепсии, симптомы (мгновенное выключение сознания, petit mal, судорожные припадки, дисфория и т. д.). Начинает меняться личность ребенка в целом; снижается память, успеваемость в школе; появляются столь типичные для детей, страдающих эпилепсией, медлительность и заторможенность, представляющие собой клиническое выражение инертности процессов высшей нервной деятельности.

Нередко снохождение бывает связано с тяжелыми переживаниями ребенка. Испуг, семейные неприятности, травмирующие психику ребенка, оставляют значн-тельный след в его мозгу в виде очага возбуждения, «больного пункта», как говорит И. П. Павлов. Днем, когда ребенок получает много впечатлений извне, интенсивность этого очага раздражения значительно снижается, ночью же, когда нет конкурирующих раздражителей и вся кора мозга охвачена торможением, на этом фоне очаг раздражения получает особую силу. В связи с этим сон ребенка становится неглубоким (раздражение от больного очага распространяется во всей коре), уменьшается сонное торможение, наступают состояния, промежуточные между сном и бодрствованием — фазовые состояния. При этом в результате недостаточного торможения корой нижележащих центров возникают автоматические действия. Клинически это выражается в описанных сумеречных состояниях.

И, наконец, встречаются дети, у которых снохожде-ние поясняется только присущей им малой глубиной сна. В силу различных причин сонное торможение не достигает той интенсивности, при которой оно опускается на нижележащие области, и тогда выявляются свойственные последним функции (автоматизмы).

Глубина сна изучается методом актографии. Произведенные в нашей клинике исследования глубины лечеб-ноro сна у детей в динамике (А. Н. Корганова) показали, что дети в невротическом состоянии часто спят поверхностно, сонное торможение не охватывает в полной мере двигательный анализатор: интенсивная двигательная активность не прекращается и длительные периоды покоя не возникают. Как известно, каждый человек совершает определенное количество движений в течение ночи, но большое обилие их характерно для поверхностного сна.

Б. В. Андреев предложил учитывать количество так называемых спокойных пятиминуток, в которых отсутствует движение, и высчитывать их процент по отношении к общей сумме пятиминуток за ночь.

А. Н. Корганова, высчитывая количество движений детей на актограмме в каждые 15 минут всего ночного сна, графически изобразила двигательную активность на кривых, причем оказалось, что при реактивных состояниях кривая волнообразна. На приводимой автором актограмме Люды Б., 15 лет 10 месяцев (реактивное состояние) видно, что при поступлении в клинику у девочки во время сна имелось очень большое количество движений; кривая двигательной активности была волнообразной с частыми подъемами. Девочку лечили удлиненным сном. Под влиянием этой терапии состояние ее улучшалось, и параллельно с улучшением общего состояния кривая на актограмме становилась более пологой, а количество спокойных пятиминуток увеличилось на 40%.

Изменения продолжительности сна в виде его удлинения наблюдаются у детей с ослабленной нервной системой и пониженной возбудимостью коры (например, у недоношенных или слабых новорожденных детей). Такое понижение возбудимости коры головного мозга иногда встречается и у детей, длительно болеющих какой-либо инфекцией. С другой стороны, иногда при инфекциях вместо угнетения корковых клеток отмечается их возбуждение. Ребенок спит очень неглубоко, и сонное торможение в этих случаях нарушено. Улучшение состояния описываемых детей всегда тесно связано с наступлением глубокого длительного она.

Некоторые органические заболевания головного мозга обуславливают нарушения сна. Иногда необычно длительное сонное торможение наблюдается при эпидемическом энцефалите, туберкулезном менингите, травмах мозга и в ряде других заболеваний.

Иногда у детей имеет место замедленное пробуждение. В этих случаях оптимальная возбудимость коры восстанавливается не сразу. Отмечается извращение кривой сна: ребенок днем сонлив, просится спать, а ночью впадает в возбужденное состояние — много двигается, говорит и т. д.

В качестве иллюстрации различных видов нарушения сна приведем следующие наблюдения.

1. Алик С., 8 лет. Воспитательница детского интерната, в котором воспитывается мальчик, сообщает, что мальчик плохо спит, видит тяжелые сны.

Мальчик потерял отца 6 лет, мать — 7 лет, воспитывался у тетки. Особенно тяжело перенес смерть матери. В связи с командировкой тетки живет в детском интернате. Возбудим, не подчиняется дисциплине.

В соматическом статусе уклонений от нормы нет. Формула крови в пределах нормы. Несколько ослаблена иннервация лицевого нерва.

С детским коллективом в контакт вступает слабо. Во время беседы с врачом прикладывает к глазам кулак, как бинокль, и, как бы рассматривая что-то, говорит: «Много яблок, пчел, много могил, там и мамина могила». «Мама выучила пионеров считать до 1000. Мама умерла, ее отравили». Спит беспокойно. Видит страшные сны. Рассказывает о том, как на него во сне напали волки, как «мама бегает по земле, у нее нет мяса, одни кости, и она ест червей». Без конца говорит о матери, об отце; повторяет, что мать его| была отравлена (мать — педагог; погибла от кишечной интоксикации). Во время беседы яркая игра вазомоторов на груди и лице.

В клинике были созданы конкурирующие очаги раздражения (игры, общения с коллективом). Сон нормализовался. Исчезли устрашающие сновидения. Выписан в хорошем состоянии.

Ребенок, перенесший тяжелую травму (потерю родителей), страдал нарушением сна (тяжелые сновидения). Сонное торможение нарушалось раздражением из больного очага; сновидения полны травмирующего содержания; им же заполнены и высказывания ребенка. Торможение, в силу отрицательной индукции возникаю-

щее вокруг больного очага, клинически, воможно, выражалось плохой успеваемостью ребенка.

2. Витя Я., 7 лет. Жалуется на ночные страхи, боязнь темноты, боязнь одиночества.

Семейный анамнез без патологии. Мать во время беременности страдала токсикозом. Ребенок развивался нормально, но рос спокойным, крикливым. С двухлетнего возраста перенес ряд пневмоний, страдал бронхоаденитом. В 6 месяцев болел скарлатиной, ветряной оспой. Мальчик воспитывался в детском саду, аппетит всегда был плохой. Без конца задает вопросы. Игрушками не интересуется, но к окружающим явлениям обнаруживает живой интерес. Особенно увлекается насекомыми, но относится к ним жестоко — уничтожает их. Память у него хорошая, имеется склонность к уединению.

В детском саду месяц назад был напуган неопытной няней, угрожавшей ему во время дневного сна, что если он будет плохо спать, то его «унесут черти». Дома в эту ночь заснул только на руках у бабушки. В последующие ночи ребенку казалось, что кто-то около него стоит, кого-то он стряхивал с себя. Летом, когда детский сад выезжал на дачу, мальчик чувствовал себя хорошо, но, вернувшись в ту же обстановку, начал опять испытывать страхи и плохо спать.

Ребенок диспластического телосложения. Череп сдавлен в теменной области. Кожные покровы бледны. Зрачки S>D. Иннервация лицевого нерва справа слабее; тонус мускулатуры снижен, сухожильные рефлексы неравномерны; имеется намек на симптом Бабинского слева. Усиленная потливость. Формула крови без изменений.

В контакт с врачом вступает неохотно. Рассеян и поэтому часто отвечает невпопад; при концентрации внимания ответы правильные. Сам задает много вопросов и частично сам на них отвечает. Говорит, что боится спать один. В начале пребывания в клинике насторожен, пуглив, беспомощен, просится домой. Через 1½ недели пребывания адаптировался к окружающему, успокоился. Однако все новые впечатления явно тормозят его. Первое время просыпался ночью и в страхе озирался вокруг, в дальнейшем сон наладился.

Пребывание в стационаре, где были созданы конкурирующие с больным пунктом очаги возбуждения и проведено соответствующее лечение, изменило состояние ребенка. Ночные страхи постепенно прошли, сон нормализовался.

В данном случае у ребенка от рождения возбудимого, крикливого (внутриутробная интоксикация) под влиянием испуга в детском саду возникли ночные страхи. После перемены обстановки (летом на даче, в клинике) страхи исчезают, но в привычной обстановке возобновляются вновь. Это обстоятельство говорит о том,

что длительность страхов связана с условнорефлектор-ным их характером. Рассеянность ребенка может обусловливаться торможением коры (отрицательная индукция с очага раздражения). Торможением коры можно объяснить и возвращение к поведению ребенка более раннего возраста (стадия вопросов).

Правильный сон имеет большое значение для здоровья детей. Систематическое недосыпание истощает нервную систему, дети встают неосвеженными, вялыми, днем хотят спать. Появляются головные боли, рассеянность, нарастает утомляемость, снижаются пороги возбуждения. Ребенка начинает раздражать шум детского коллектива, звуки радио и т. д. Он хуже усваивает школьный материал, приготовляя уроки, утомляется. Школьная успеваемость снижается. Повышенная утомляемость и непереносимость шума заставляют ребенка избегать детского общества. Он уединяется и тем самым лишает себя детских развлечений. Появляется неуверенность в себе, пассивность, угнетенность. Наряду с этим в связи с большой лабильностью его настроения и снижением возбудимости у него легко возникают вспышки гнева, раздражения, что обычно заканчивается слезами («раздражительная слабость»).

Таким образом, расстройство она постепенно дезорганизует нервные процессы ребенка и вызывает состояние нервной слабости, при котором раздражители окружающей жизни делаются «сверхсильными» и ведут в свою очередь к невротическому состоянию.

Мы знаем, что сон «это спасительное торможение», имеет целебную силу, помогающую справляться с болезнью.

Ребенку очень полезно долго спать, когда он болен. Если во время болезни удается поддержать у ребенка нормальный сон, болезнь протекает значительно легче. Матери знают, что наступление крепкого сна у больного ребенка обычно знаменует благоприятный перелом в его состоянии.

Многие заболевания, как мы увидим ниже, лечат удлинением сна до 14—16 часов в сутки и больше.

Из всего сказанного вытекает, что расстройства сна имеют первостепенную важность и современное их предупреждение является одним из существенных условий невропсихического здоровья ребенка.

 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

Заем в МФО MoneyMan от 1 500 до 60 000 рублей

  Заем в МФО MoneyMan для новых клиентов от 1 500 до 10 000 рублей                    Взять деньги сейчас >>         

еКапуста взять до 30 000 рублей

еКапуста взять до 30 000 рублей

  Заем в сервисе еКапуста: Сумма займа - до 30 000 рублей                                         Взять деньги сейчас >>       

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

Тинькофф заимы до 700 000 рулей

До 700 000 р. Решение за 2 мин. Доставка кредитной карты на дом Бесплатно! Возвращаем до 30% С покупок по карте                       Взять...


 

 



wume.ru