Синдром навязчивости может проявляться в интелек-туальной сфере (навязчивые идеи, представления, воспоминания), в эмоциональной сфере (навязчивые страхи) и в двигательной (навязчивые движения, действия, поступки).

Большинство авторов описывает появление навязчивости у ребенка только с 6—8 лет. С. Н. Давыденков отмечает, что наиболее поражаем в этом отношении возраст 10—14 лет. По-видимому, это справедливо в отношении навязчивых мыслей; навязчивые действия и страхи встречаются значительно раньше. Так, навязчивый страх перед ходьбой приходится иногда наблюдать у детей, начинающих ходить и переживших во время падения испуг. Дети 4 лет иногда навязчиво кладут подряд 3 или 4 предмета (кубики, камешки, мозаику, пуговицы и т. д.). Нам пришлось видеть девочку 2½ лет, многократно тщательно мывшую руки из боязни «заразы». Мы наблюдали мальчика 4 лет, не выходившего из комнаты из боязни заразиться (ребенок соседей болел скарлатиной). Идя на прогулку, ребенок поспешно пробегал через коридор (естественно, что взрослые вели с детьми соответствующие беседы).

Однако длительное застревание в психике детей этих следовых раздражений и постоянное возникновение страха «заразы» позволяют говорить о рудиментах навязчивости.

Упоминания о более ранних сроках наступления навязчивости мы встречаем у Л. Деспер (L. Despert). Фран-котс (Francottes) описал ребенка, у которого в 6 лет была выраженная боязнь переходить мосты.

Навязчивость проявляется очень многообразно: либо это навязчивые мысли самого разнообразного содержания, например: навязчивые мысли о смерти, о грозящей опасности, боязнь заразы, острых предметов; либо это подпрыгивание несколько раз на одном месте, постукивание определенное число раз рукой или ногой, вдвигание и выдвигание ящика стола, отрывание пуговиц от костюма, бесконечное мытье рук, надевание или снимание определенных частей туалета, прикосновение без конца к какому-либо предмету, повторение каких-либо звуков и т. п., и т. д.

Если ребенок стремится сам, или его понуждают к этому взрослые, избавиться от навязчивости, ее преодолевать, он испытывает чувство подавленности и напряженности.

Так, Валерий С., 12 лет, бывший до разлуки с отцом здоровым мальчиком (отец оставил семью), становится после ухода отца заторможенным. Появляется навязчивая потребность касаться вещей руками, головой; пишет одно и то же слово по 2—3 раза. Без конца умывается и вытирается. Говорит: «если не сделаю, мне становится плохо».

Навязчивые действия часто представляют собой ритуалы, защитные акты, которыми ребенок разрешает внутреннее напряжение, возникшее в связи с навязчивой мыслью о том, что он желает смерти близкому, навязчивым стремлением думать об опасности, грозящей близким, о циничных вещах, связанных с близкими, и т. д. Двигательный акт, например дотрагивание до чего-либо, помогает ребенку разрядить свою внутреннюю напряженность. Источником навязчивых мыслей о смерти близких и циничных мыслей нередко является недовольство близкими. Возникшая в момент отрицательного аффекта «злобная» мысль становится вследствие инертности очага раздражения навязчивой. Дети нередко сильно страдают в таких случаях. Нам пришлось видеть ребенка 12 лет, который после конфликта с отцом, к которому всегда был очень привязан, испытывал непреодолимую потребность повторять ругательства по его адресу. В связи с этим у него возникло тяжелое чувство вины перед отцом. Снятие последнего путем психотерапевтического воздействия повлекло за собой и ликвидацию навязчивости.

Навязчивость возникает обычно в причинной связи с переживаемым ребенком конфликтом или потрясением. Иногда эта связь выступает очень ярко. Так, подросток 14 лет, перенесший 12 раз пневмонию, чрезвычайно брезгливый и мнительный, явился свидетелем нападения на прохожего бандитов с целью ограбления. Непосредственно после этого появилось «отплевывание» навязчивого характера, выражающее как бы чувство отвращения. В других случаях связь с пережитой травмой или конфликтной ситуацией устанавливается лишь постепенно.

В качестве иллюстраций возникновения навязчивости как симптома невротического состояния приведем следующие истории болезни.

Толя М-н, 11 лет. Жалобы при обращении в поликлинику: навязчиво повторяет слова собеседника и требует, чтобы родители повторяли свои слова и действия.

Дед (со стороны матери) болен шизофренией, тетка отличается странностями в поведении. Ребенок перенес асфиксию во время родов и желтуху новорожденных. Развитие протекало нормально. В 5 месяцев переболел коклюшем, а в 3 и 4 года — дважды пневмонией с потерей сознания. В возрасте 9 лет болел гриппом, также с потерей сознания. В дошкольном возрасте перенес испуг, после которого начал сильно заикаться. В дальнейшем заикание прекратилось. За 3 месяца до обращения в клинику был свидетелем того, как его товарищ футбольным мячом сильно ушиб женщину. Был взволнован и испуган. Заикание появилось вновь. Вместе с тем стал навязчиво переставлять вещи, переспрашивать кондуктора в автобусе, требовал повторения своих слов. Появилась невыносливость к шуму, педантизм, стремление все уточнить, детализировать. Стал медлителен и заторможен.

В соматическом статусе, кроме бледности лица, патологических отклонений нет. Состав крови и ликвора нормальный.

В контакт с врачом вступает легко. Доступен. О себе рассказывает охотно. Жалуется на то, что его школьная успеваемость снижается в то время как 1—4-м классах он был отличником. «Видимо, — говорит ребенок, — я ленюсь». Отмечает, что в темноте его охватывает неприятное чувство. Говорит все это с вялой, маловыразительной мимикой лица. Время от времени по лицу пробегают гримасы. Навязчиво причмокивает губами. Переспрашивает, добиваясь повторения ответов. Сам повторяет слова собеседника. При чтении повторяет строчки.

После проведенного курса лечения стал меньше переспрашивать. Отчасти хитростью маскирует свои вопросы.

В данном случае перед нами ребенок с органической недостаточностью центральной нервной системы (родовая травма, инфекции, протекавшие с потерей сознания). Можно говорить о некотором болезненном предрасположении (в семейном анамнезе — психически больные).

В этом случае естественно ожидать инертности нервных процессов, наличие которой имеет большое значение для возникновения навязчивости. Под влиянием психической травмы создается больной пункт — очаг раздражения, клиническим выражением которого является навязчивость. Зона торможения, создающаяся вокруг очага раздражения, обусловливает медлительность, тор-мозность ребенка, снижение его педагогической успеваемости.

Следует отметить, что на первый испуг в дошкольном возрасте ребенок реагировал только заиканием (в период становления речи); как мы знаем, заикание является симптомом, нередко возникающим у детей, перенесших родовую травму. Навязчивость же появилась в более старшем возрасте (наряду с рецидивом заикания).

Сережа К., 15 лет, обратился в поликлинику с жалобой на навязчивый страх болезни и смерти.

Мать ребенка — мягкая, спокойная, чрезмерно полная женщина. Бабушка (со стороны матери) 6 раз пыталась покончить жизнь самоубийством. В семье — отчим, который часто несправедливо относится к ребенку, что сильно травмирует последнего. Беременность матери Сережей протекала с токсикозом. Роды и раннее развитие без уклонений от нормы. Перенес корь и краснуху в лепкой форме. С 6 лет начал заметно полнеть. В возрасте

7    лет поступил в школу. Дважды оставался на второй год. На уроках иногда испытывал потребность внезапно вскрикнуть.

8 возрасте 11—14 лет перенес три операции — по поводу аппендицита и непроходимости кишок. Перед операцией каждый раз испытывал сильный страх. После третьей операции у ребенка появились резкие головные боли. Заболел за неделю до обращения в поликлинику (в мае 1955 г.). Заявил, что не поедет отдыхать в Винев, куда собиралась мать, так как в первый раз именно там была установлена необходимость делать операцию. Утверждал, что умрет, испытывал все время страх.

В физическом статусе отмечается ожирение по адипозогени-тальному типу. Мраморная окраска кожи. Со стороны крови, кроме небольшого лимфоцитоза (лимф. 30%) и эозинофилии (э. 8%), уклонений от нормы нет. При неврологическом исследовании обнаруживается парез правого лицевого нерва. Положительный симптом Ромберга; отведение при ходьбе в сторону правой ноги. Движения неловкие, лишены пластичности, неуклюжие.

Мальчик в контакт с врачом вступает охотно, но несколько насторожен. Часто в беседе обнаруживается недостаточность обобщающей деятельности. Наклонность к повторению одних и тех же слов (и действий). Память хорошая. Подробно рассказал о своей навязчивости. Испытывает все время страх смерти, сообщил, что часто бывает подавлен. Иногда переживает иллюзии. Так, например, между словами песни, слышанной в радиоле, отчетливо звучало слово «удавись». Подросток был помещен в лечебный ста-

ционар. По полученным сведениям после лечения страх смерти прошел.

Данные обследования свидетельствуют о том, что при исследовании высшей нервной деятельности у мальчика очень долго не образовывалась условная двигательная реакция. Возникла она лишь после стимуляции. Исследование биотоков мозга (М. Н. Ливанов) показало низкий предел работоспособности корковых клеток, очень слабую реактивность и наличие знаков патологического раздражения (тахиритмия и острые волны), что свидетельствует о диффузном поражении коры мозга.

В анамнезе мальчика имеется стойкая травмирующая психику ребенка ситуация (отчим, несправедливо относящийся к ребенку), тяжело переживаемая им и длительно оказывающая тормозящее влияние на его психику. На этом фоне — трижды оперативное вмешательство, происходившее при наличии переживания страха. Предстоящая поездка в город, где ему делали операцию, оживила следовое раздражение коры мозга и вновь вызвала переживание страха. Последний в связи с инертностью психики (мальчик страдает цереброэндокринопатией; в статусе обнаруживается инертность в клинической картине) приобретает характер навязчивости.

В ряде случаев появление навязчивости связано не с остро возникающей психической травмой, а с длительными конфликтными переживаниями, достигающими наибольшей остроты в какой-либо момент жизни ребенка.

Вера А., 14 лет, жалуется на ряд навязчивых действий: оглядывается, прежде чем сесть на парту, ставит обувь в определенном порядке; навязчиво считает; без конца закрывает и открывает двери. Навязчивость, казалось, возникла на фоне полного здоровья. Значительно снизилась успеваемость.

Девочка резко инфантильна: рост соответствует 11-летнему возрасту. Менструации отсутствуют. Контакт с девочкой устанавливался с трудом. Когда удалось добиться полной откровенности, оказалось, что девочка глубоко переживает свою физическую отсталость и очень ею угнетена. Пубертатный период обострил это переживание.

У детей, заболевающих явлениями навязчивости, нередко отмечается боязливость, хрупкость, впечатлительность, брезгливость, мнительность. Они возбудимы, быстро продвигаются в интеллектуальном развитии, рано созревают. Гомбургер отмечает в этих случаях иногда навязчивость у отца или матери, забывая, однако, как велика здесь роль подражательности и внушаемости.

Очень часто можно видеть возникновение состояния навязчивости во временной связи с острыми истощающими заболеваниями. И. П. Павлов называл навязчивость «одним из симптомов слабости».

А. Г. Иванов-Смоленский делит все навязчивые явления на две группы: с одной стороны, это навязчивые явления возбуждения, с другой — навязчивые задержки, болезненные торможения, препятствующие больному производить какое-либо определенное движение или действовать при каких-либо строго определенных условиях (боязнь высоких мест, узких мест, открытых пространств, страх выступать перед учениками в классе и т. д.).

У подростков навязчивые состояния сосредоточиваются иногда во второй сигнальной системе, и тогда мы имеем «болезненные сомнения» — умственную (мыслительно-словесную) «жвачку». В других случаях навязчивые состояния протекают в первой сигнальной системе в ярких конкретных образах. Так было у детей, перенесших тяжелую психическую травму в годы войны (сцены истязаний и гибели близких от рук фашистов).

Навязчивый синдром при невротических состояниях следует дифференцировать в первую очередь (правда, только в дошкольном и в раннем возрасте) с присущей меленькому ребенку склонностью к повторным актам, зависящей, возможно, от недостаточности тормозящего влияния коры на подкорку и некоторой склонности к автоматизации.

Так, например, мы знаем, что так называемая стадия вопросов, присущая каждому ребенку на определенной ступени его развития и подчиненная основной задаче— познанию мира, может стать «привычкой» и лишиться своего содержания. Ребенок ставит вопрос и не слушает ответа. Как часто можно видеть ребенка, «играющего» речью, сознательно ее коверкающего (повторяющего последний слог, приставляющего гласную или слог к началу каждого слова, например, «апойдем агулять в аса-дик и т. д.»). Основное отличие здесь в том, что ребенок может в любой момент прекратить игру и никакого страдания от этого не переживает. Навязчивость при шизофреническом процессе нередко на определенном этапе может иметь невротические корни. Однако в дальнейшем

она приобретает скорее оттенок насильственности, лишается эмоциональной насыщенности, становится стереотипной либо преформируется в бред. Иногда трудно бывает отличить навязчивость от насильственности больного, страдающего органическим поражением центральной нервной системы. Однако эмоциональное отношение больного, страдающего навязчивостью к синдрому, защитный характер навязчивых актов, осознание навязчивости как проявления болезни облегчают во всех этих случаях диагноз.

В возрасте полового созревания синдром навязчивости нередко имеет тенденцию к смягчению или схождению на нет.

В заключение следует сказать, что синдром навязчивости очень часто сочетается с тиками, а иногда последние непосредственно предшествуют ему.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

СЫПИ НЕИНФЕКЦИОННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Розеолезно-эритематозная сыпь Иногда наблюдается в Активной Фазе ревматизма. Она представляет собой множественные поверхностные кольцевидные или полукольцевидные пятна различной величины, располагающиеся на коже боковых поверхностей туловища и внутренней поверхности конечностей. Сыпь...

СИНДРОМ ДЕГИДРАТАЦИИ

Большинство острых заболеваний у детей раннего возраста сопровождается чрезмерной потерей жидкости и электролитов при лихорадке, одышке, рвоте, поносе. При острых заболеваниях желудочно-кишечного тракта главной причиной синдрома обезвоживания служит потеря воды...

A2

A2

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

Цель паллиативной помощи пациенту в поздней стадии активного прогрессирующего заболевания и с небольшой предполагаемой продолжительностью жизни -максимальное повышение качества жизни, не предусматривающее ускорения или отдаления смертельного исхода (рис. 5.7). Активную...

СМЕРТНОСТЬ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

СМЕРТНОСТЬ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

В Российской Федерации ежегодно умирают более 30 тыс. детей и подростков в возрасте 0-19 лет. Их доля в общем числе смертей в стране снижается, в 2000 г. она составляла 4%,...

КОГДА И ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНЫ НАБИРАЮТ ВЕС

Самопроверка: для вас ли эта книга? 1. Есть ли у вас сейчас или был ранее ПМС? 2. Испытываете ли вы (или раньше испытывали) в предменструальный период постоянный голод? 3. После 18 лет вы...

ЗАПОР

Запор — это редкое и неполное опорожнение кишечника, сопровождающееся затруднением акта дефекации и выделением кала твердой консистенции. Для большинства детей хроническая задержка стула на 2 дня (редко более 3 дней)...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ

Право человека на жизнь и здоровье - неотъемлемое право, принадлежащее каждому гражданину страны от рождения. Право на здоровье сравнительно недавно стало одним из обязательных прав в конституциях многих стран. В...

МЕДИЦИНСКИЙ ОТБОР И НАПРАВЛЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ЛЕЧЕНИИ

Медицинский отбор и направление пациентов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256, ЛПУ: амбулаторно-поликлинические (по месту жительства) или медико-санитарная...

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ БЕРЕМЕННОСТЬ ВОЗНИКЛА

•  Если деторождение не входит в Ваши планы, Вам показано удаление внутриматочного средства и прерывание беременности (иными словами — аборт). •  Если Вы решили оставить ребёнка, нужно понимать, что беременность...

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ БЕРЕМЕННОСТИ

БУДУЩИЙ РЕБЕНОК К этому времени большинство детей разворачиваются головкой вниз. Если головка уже установилась в правильном положении, она начинает опускаться ко входу в малый таз: плод готовится к рождению....

Список ингредиентов для детоксикации: В течении пяти дней вы будете, как новый!

Список ингредиентов для детоксикации: В течении пяти дней вы будете, как новый!

Список ингредиентов для детоксикации: В течении пяти дней вы будете, как новый! Обновите тело с хорошей едой и здоровых растений. В меню, добавьте эти продукты в течение недели или двух...

ПИТАНИЕ БЕРЕМЕННОЙ

ЗНАЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ БЕРЕМЕННОЙ И БУДУЩЕГО РЕБЁНКА Рациональное (разумное) Питание — одно из основных условий нормального развития плода, благоприятного протекания и исхода беременности и родов. Поэтому питание должно быть...

ТИКИ

Тики являются довольно частым симптомом невротического состояния в детском возрасте. Это — судорожные сокращения, чаще всего встречающиеся у детей в мышцах лица, шеи, головы и верхних конечностей. У детей область...

ЗАБОЛЕВАНИЯ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ УВЕЛИЧЕНИЕМ СОЭ

ЗАБОЛЕВАНИЯ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ УВЕЛИЧЕНИЕМ СОЭ

СОЭ — широко используемый в клинической практике, очень чувствительный, но неспецифический показатель. В диагностике заболеваний наряду с определением СОЭ почти всегда требуются дальнейшие клиническое, лабораторное, инструментальное исследования в зависимости от...

wume.ru