Ребенку раннего возраста, восприятию которого в силу незрелости его центральной нервной системы еще в значительной мере недоступно ознакомление с окружающим миром, свойственно играть своими ручками, ножками, тянуть в рот пальчики, засовывать их в нос, трогать свои уши и т. д. Наряду с этим ребенок нередко касается и своих половых органов, либо сжимает их, сильно напрягаясь, бедрами. Иногда он ритмически маятнико-образно раскачивает все свое тело или одну голову. При этом он иногда имеет своеобразный вид. Личико краснеет, взгляд устремлен в одну точку. Получаемые ребенком экстеро- и проприоцептивные раздражения со своего тела на определенном этапе его жизни, видимо, доставляют ему положительное ощущение, побуждающее к повторению этих действий.

По мере развития ребенка, когда перед ним раскрывается все в большем и большем объеме все богатство впечатлений окружающей реальности, игра со своим телом прекращается. Ребенок тянется к игрушкам, окружающим предметам. Однако у некоторых детей остаются инфантильные привычки сосать свой палец, губу, язык или даже кусочек своего белья; ковырять пальцами в носу, расчесывать тело, ритмически раскачиваться, тянуть себя за уши, дотрагиваться до своего полового ор-

гана и т. д. Особенно часто это наблюдается у детей, при воспитании которых был допущен ряд ошибок, приведших к чрезмерному сосредоточению внимания ребенка на своем теле (чрезмерная физическая ласка, бесконечные поцелуи, поглаживания).

Когда же привычка укрепилась, родители нередко придают чрезмерное значение указанным реакциям ребенка, пугаются, что он может вырасти глупым, часами просиживают у его кровати, отдергивая его руку от полового органа и ошибочно предполагая, что ребенок испытывает сексуальное ощущение, вынимают его пальцы изо рта, мажут руки хиной, завязывают их, бинтуют, надевают на них перчатки. С одной стороны, это ведет к сшибке (влечение к определенному действию сталкивается с торможением его), с другой — к еще большей фиксации внимания на вредной привычке. Нередко взрослые запугивают ребенка, говоря, что если он будет сосать палец, раскачиваться, трогать свой половой орган, то вырастет глупым, больным или ему отрежут пальцы и т. д.

«Привычка» ребенка родителями расценивается как несчастье. Между тем у ребенка возникает невротическое состояние, которое все больше осложняется, так как, производя привычный акт, ребенок испытывает страх и чувство своей вины. С другой стороны, уже давно оставленные детские привычки могут вновь оживиться, если ребенок заболевает неврозом, возникшим в связи с другими причинными моментами. В силу тормозного состояния коры, возникающего вследствие наличия при неврозе больного пункта в мозгу, поток впечатлений извне уменьшается, проприоцептивные раздражения приобретают значительно большее значение, возвращаются давно оставленные навыки поведения.

Для иллюстрации невротических состояний, возникающих в результате неумелого подхода родителей к детским «привычкам», приведем несколько наблюдений.

1. Мать Пети П., 7 лет, обратилась к врачу с жалобами на то, что ребенок маятникообразно раскачивается всем корпусом и плохо спит. Ребенок был стационирован.

В семейном анамнезе психическое заболевание тетки со стороны матери. Ребенок много болел: тяжелая дизентерия в младенческом возрасте с припадками и неустойчивым стулом в течение года, туберкулезный фокус в легком, корь, коклюш, пневмония. Развивался нормально. В раннем возрасте ребенка часто укачива-

ли, и постепенно у него создалась привычка укачивать себя, производя маятникообразные движения туловищем, что очень встревожило родителей. Они часами просиживали ночью у его кровати, удерживая его, когда он во сне начинал раскачиваться. Днем они внушали ребенку, что раскачиваться «плохо», запугивали его. Мальчик начал заикаться, стал застенчивым, плаксивым, очень возбудимым, но продолжал раскачиваться. В статусе, кроме недостаточности конвергенции и незначительного отставания в движениях правой кисти, уклонений от нормы нет. В крови небольшой лимфоцитоз (лимф. 36%). Яркие вегетативные симптомы. Красный долгодержащийся дермографизм.

Ребенок охотно вступает в контакт с врачом, но несколько напряжен, порывист, суетлив, много жестикулирует. Развитие соответствует возрасту. Вполне овладел процессом чтения, знает элементарный счет. Врачу рассказал, что «занимается плохими вещами». Сообщая это, сильно затормозился; проявлял неуверенность, стал особенно сильно заикаться. В речи имеются элементы косноязычия. У ребенка отмечается скрытность, замкнутость, раздражительность, иногда по незначительному поводу возникают аффективные вспышки; в этот момент он бывает злобен и даже жесток. Настроение большей частью грустное. Не оживился даже на веселой детской елке. Реагирует на все отрицательной оценкой («все плохое»).

Исследование высшей нервной деятельности по двигательной методике с речевым подкреплением показало, что условная двигательная реакция на звонок № 1 образовалась со второго сочетания: имеются межсигнальные реакции. Дифференцировка на звонок № 2 выработана с шестого сочетания, но ее выработка вызвала торможение условной двигательной реакции. На комплексный раздражитель условная двигательная реакция выработана на втором сочетании. Можно отметить некоторое преобладание раздражительного процесса.

После проведенной в стационаре терапии ребенок выписан со значительным улучшением.

Тяжело и длительно протекавшая у ребенка дизентерия, а также туберкулез и цепочка детских инфекций обусловили ряд неврологических симптомов, в том числе и слабость речевого аппарата (задержавшееся косноязычие, заикание). Интеллектуальное развитие ребенка протекало без изменений, хотя перенесенные заболевания дали известную инертность нервных процессов. Применявшееся укачивание оставило прочный след в нервной системе — образовался очаг инертного раздражения. Немало способствовало в свое время его укреплению и отсутствие в достаточном количестве соответствующих конкурирующих раздражителей во время заболеваний, длительно приковывавших его к постели. Преобладание раздражительного процесса в эксперименте (межсигнальные реакции) в полной мере подтверждает наличие

инертного очага возбуждения. Клиническим выражением этого является порывистость, суетливость, раздражительность. Внимание, которое уделялось родителями борьбе с «привычкой», направлялось в доминантный очаг возбуждения, усиливая его. В силу индукционных отношений у ребенка возникает торможение — тоска, тревога, угнетенность, заикание. Лечебно-педагогические воздействия, имевшие целью, с одной стороны, создать конкурирующий очаг, с другой — снизить интенсивность раздражительного процесса, улучшили состояние ребенка.

2. Мать Жени К., 8 лет, обратилась с жалобами на то, что ребенок плохо спит, сосет палец, кусает губы, недавно стал онанировать. Во время онанирования наблюдается эрекция члена.

Мать больна шизофренией, тетка по отцу страдает психозом, отец — алкоголик. Ребенок развивался нормально. Неплохо успевает в школе. Перенес много детских инфекций, среди них ангину с явлениями со стороны центральной нервной системы.

Мать очень фиксирована на привычках ребенка. Последнее время (с момента появления у него привычки раздражать свой половой орган) грубо бранит его, угрожает, запугивает. Ребенок стал заикаться, сделался очень плаксивым, возбудимым, стал очень плохо спать ночью, — словом, развилось невротическое состояние.

В ряде случаев у детей развиваются патологические привычки как следствие невротического состояния.

Мать Юры Г., 2½ лет, обратилась с жалобой на упорное сосание пальца, появившееся у ребенка с момента помещения его в детские ясли.

Юра единственный, очень избалованный ребенок. Он хорошо развивался, но рос без детского общества. Когда мальчик был помещен в ясли, он сильно плакал при расставании с матерью. Оставшись в группе, сидел в стороне от детей, не вовлекался в коллектив; возобновилась бывшая на первом году жизни привычка упорно сосать палец. Плохо ел; хорошо владея речью, почти не отвечал на вопросы. На следующий день не хотел идти в ясли, плакал, рвался к матери. В яслях вел себя так же, как и накануне. После того как матери был дан совет несколько меньше уделять ребенку внимания дома и, наоборот, воспитательнице в яслях было предложено некоторое время окружить ребенка особым вниманием, постепенно сосание пальца прекратилось; ребенок вошел в коллектив, был оживлен, стал говорить; появился аппетит. Дома был тоже спокоен, в ясли шел охотно.

В данном случае для воспитанного вдали от детей ребенка, бывшего центром внимания в семье, помещение в детские ясли явилось сверхсильным раздражителем, который привел к сшибке. В состоянии резкого торможе-

ния, в котором находился ребенок, оживилась прежняя привычка — сосание пальца.

Среди распространенных привычек в детском возрасте следует упомянуть еще грызение ногтей, ковыряние в носу, сосание языка, расчесывания тела. У малышей эти привычки обычно проявляются в момент огорчения (в связи с какими-либо запретами), тревоги, волнения, нетерпения, т. е. в условиях непосильного торможения. Она может задерживаться и в школьные годы. Е. Гланцман (Е. Glanzmann) рассматривает грызение ногтей у школьников как разряд внутреннего напряжения. И здесь применим метод отвлечения внимания (конкурирующей очаг раздражения).

Рекомендуется коротко обрезать ребенку ногти, что лишит его возможности их обкусывать. Как показывают наблюдения, подросшие ногти иногда очень раздражают нервного ребенка.

В раннем детстве следует аккуратно очищать также нос ребенка, чтобы скопившаяся слизь не раздражала его. Это предупреждает появление привычки ковыряния в носу.

Наши наблюдения расходятся с данными М. Шактер (М. Schacter), утверждающего, что дети, грызущие ногти, обнаруживают большую или меньшую задержку развития в раннем детстве.

Значительный интерес представляет ребенок Саша Г., 5½ лет. После того как однажды его изолировали в детском саду за то, что он щипал детей, он исщипал самого себя. Выяснилось, что ребенок все время стремится щипать себя и других.

Ребенок происходит из крайне отягощенной семьи. Отец, тетка и двоюродный брат матери больны шизофренией, дед (по матерн) страдает психозом. Ребенок в раннем детстве, ласкаясь к бабушке, щипал ее шею. Бабушка поощряла ребенка в этой «игре». С 4 лет стал щипать детей: щипнет ребенка и удовлетворенный отходит в сторону. Интеллектуально ребенок хорошо развит. С детьми контактирует слабо, испытывает страхи, боится темноты. Любит слушать музыку, при этом у него возникают живые образы: «ручеек бежит». Настроение часто меняется, ребенок легко переходит от возбуждения к угнетению.

В данном случае мы имеем выраженный инертный очаг возбуждения, клиническим выражением которого является патологическая привычка — щипание себя и других.

При изоляции ребенка в виде наказания во время щипания детей (добавочный раздражитель направлен

был в этот же доминантный очаг возбуждения, отсюда вытекает и резкое усиление раздражения в нем) ребенок «всего себя исщипал».

Этот случай иллюстрирует также наглядно ошибки воспитания, ведущие к образованию «патологических привычек».

Ребенок был вылечен путем образования конкурирующих очагов возбуждения (игровые процессы, занятия).

Истощение и инфекционные процессы нередко являются, с одной стороны, причиной «патологических привычек», обусловливая возврат ребенка к более ранним ступеням развития, а с другой — способствуют длительной фиксации уже до того возникших «привычек».

Валя О., 11 лет, в клинику поступила по поводу привычки расчесывать тело, особенно лицо. Ребенок говорит неправду, замкнут. За расчесывание девочку наказывали.

В семейном анамнезе уклонений от нормы нет. У матери двое детей, старшей девочке 13 лет. Валя от второй беременности. Мать принимала меры (хинин) и еще какие-то средства, чтобы вызвать аборт. Девочка развивалась нормально. Когда ей был год, ее ударила лошадь копытом в правый висок. Была однократная рвота, после чего девочка тотчас же уснула. В возрасте 7 лет перенесла скарлатину и корь. Росла жизнерадостной, подвижной, настойчивой. С детьми уживалась неплохо. В школе активна, успевает хорошо. В возрасте 9 лет жила некоторое время в местности, где сильно страдала от обилия комаров. Расчесывала лицо и тело. После отъезда из этой местности продолжала еще некоторое время расчесывать лицо и ковырять места расчесов. Через 2 года наступил рецидив. За это родители били ее по рукам. Она стала скрывать свои действия от родителей, давать лживые объяснения по поводу расчесов, стала замкнутой. Постепенно стала обманывать родителей и в других вещах; сделалась раздражительной, капризной, упрямой. Подруги стали ее сторониться, поддразнивали. Родители проявляли мало теплоты к девочке, считая, что она нуждается в строгом воспитании. Все это тяжело травмировало ребенка.

Девочка пониженного питания. На коже лица старые ссадины, покрытые сухими корочками. Со стороны внутренних органов и неврологической сферы уклонений от нормы нет. Дерматолог определил состояние кожи лица как хроническую пиодермию. Аппетит и сон нормальны.

С врачом девочка беседует охотно, правильно отвечает на все вопросы. Жалуется на головные боли, плохую переносимость духоты и жары. Рассказала врачу, как она расчесывала лицо и тело, как позднее периодически у нее вновь возникала эта привычка. Подтверждает, что дома ее за это наказывали и били. Хочет избавиться от этой привычки, но удержаться от расчесывания не может. Пребыванием в клинике девочка тяготится, скучает, плачет, просит ее выписать. Слабо контактирует с детьми.

Девочка положена на электросон. Лечіится неохотно. После 8 сеансов электросна пристуллено к лечению аминазином. Девочка продолжает требовать, чтобы ее выписали. Она груба, резка, настойчива, взрывчата и в то же время обидчива, плаксива. Постепенно стала расчесываться меньше. Лицо очистилось. Стала мягче, спокойнее, включается в занятия в классе.

Лечение аминазином проводилось 30 дней, вначале по 0,5 мл 2 раза в день, в дальнейшем — раз в день.

Проведенное исследование по двигательной методике с речевым подкреплением показало, что условная двигательная реакция на красный свет и звонок № 1 выработались с четвертого сочетания. Дифференцировка на зеленый свет выработалась с ходу, дав последовательное торможение. Дифференцировка на звонок № 2 выработалась с третьего сочетания. Стереотип установился легко на втором его предъявлении. Отражение во второй сигнальной системе было адекватным.

На третьем занятии мы имели ультрапарадоксальную фазу. Перед занятием девочка была расстроена тем, что накануне, после перерыва в несколько дней, она вновь начала чесаться.

С л о в е с н ы й о т в е т : 1. Нажимала на красный 2. Когда тихо жужжало (звонок 1) не нажимала второй раз. 3. На зеленый не нажимала, а потом нажимала на громкое жужжание (рис. 7).

Перевод условной двигательной реакции на ее словесное обозначение не удался. Пришлось сначала выработать условную дви-гателыную реакцию на синий свет, перевести ее в первую сигнальную систему, и лишь после этого удался перевод условной двигательной реакции на красный свет на словесное ее обозначение. Однако раздражитель — «слово» во второй сигнальной системе своего отображения не нашел.

Внешний тормоз — трещетка — тотчас затормозил условную двигательную реакцию на красный свет и в силу положительной

индукции сила реакции на звонок № 1 повысилась с 80 до 90. Переделка довольно легко выработанного стереотипа вызвала затруднение. Стереотип удалось переделать только на четвертом предъявлении (рис. 8).

В словесном отчете отражение адекватное. Через 2 недели сохранился первый стереотип.

Угасить красный свет, несмотря на 15 сочетаний (без подкрепления), не удалось.

У этой девочки с известной недостаточностью нервной системы (внутриутробная интоксикация при попытке матери прервать беременность и ушиб головы в годовалом возрасте), по-видимому, имеет место некоторая инертность нервных процессов в мозгу. В силу этого создается легко привычка после пребывания в местности, где было много комаров, расчесывать себе кожу лица.

Неправильный подход родителей, бивших девочку за расчесы, еще более фиксировал привычку и способствовал появлению целого ряда новых свойств личности, в частности замкнутости (девочка прежде хорошо уживалась с детьми). Лечение электросном, а позднее аминазином, с одной стороны, снизило инертный очаг раздражения, а с другой — блокировало доступ ощущений из подкорки в коре головного мозга.

Девочка выписалась поправившейся, более мягкой, доступной, общительной.


 

 



 

 

 

Читайте также:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Пред След

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Заболеваемость - важнейшая составляющая комплексной оценки здоровья населения. Ее учет ведут практически все медицинские учреждения. Анализ заболеваемости необходим для управленческих решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления...

ДИЗУРИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

ДИЗУРИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Дизурические расстройства — нарушения акта мочеиспускания. К ним относятся боль и резь при мочеиспускании, учащение и урежение мочеиспусканий, неудержание и недержание мочи (ночное и дневное). Болезненность при мочеиспускании дети грудного...

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Задачи, стоящие в области охраны здоровья и демографии, потребовали новых подходов к развитию отрасли, что выразилось в проведении в настоящее время целого ряда широкомасштабных реформ, затронувших все основные сферы здравоохранения....

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ (ПЛАНТОГРАФИЯ)

Плантограф представляет собой деревянную раму высотой 2 см и размером 40 х 40 см с натянутым на нее полотном и (поверх него) полиэтиленовой пленкой (в случае отсутствия плантографа можно применить...

ИСТОРИЯ КОНТРАЦЕПЦИИ

Издавна зачатие пытались предотвратить самыми различными способами, причём далеко не всегда удачными, а порой наносящими существенный вред здоровью женщины или мужчины. История противозачаточных средств уходит своими корнями в глубокую древность. ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Организация медицинской помощи детям определяется вступившим в действие ] января 2012 г. Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Законом...

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РФ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Программно-целевое управление системой российского здравоохранения выражается в разработке государственных программ и выделении средств на их реализацию. Программой, направленной на обеспечение доступности и КМП, является ПГГ оказания гражданам РФ бесплатной медицинской...

НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

Нарушения ритма сердца разнообразны по происхождению, механизмам развития, встречаются во всех возрастных группах, что во многом определяет трудности диагностики и лечебной тактики. Этиология. Аритмии могут быть обусловлены кардиальны-ми, экстракардиальными и...

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ЖЕНЩИНАМ, КОРМЯЩИМ ГРУДЬЮ

Ваше решение вскармливать ребенка грудью поможет вам избежать многих проблем. Вместе с тем, возможны трудности, но с ними можно справиться. Примерно на третий день, когда моло-зивное молоко сменяется зрелым, у...

Консультативно-диагностический центр для детей

Консультативно-диагностический центр для детей

Правила устанавливают порядок работы КДЦ для детей в медицинских организациях. оказывающих медицинскую помощь, за исключением организации КДЦ для детей с проявлениями туберкулезной инфекции. КДЦ дли детей медицинского учреждении создают дли...

ПОЛНЯТ ЛИ ВАС ГОРМОНЫ? ОСНОВЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

ПОЛНЯТ ЛИ ВАС ГОРМОНЫ? ОСНОВЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

У женского организма особое значение имеют гормоны, вырабатываемые в яичниках, они влияют на обмен веществ, а следовательно, на приобретение веса и его потерю. Прочитав мою книгу, вы выясните, как изменение...

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Одним из проявлений невротического состояния у детей являются страхи. Ребенок раннего возраста, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового,...

МЕДИЦИНСКИЙ ОТБОР И НАПРАВЛЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ В ТУБЕРКУЛЕЗНЫЕ (ФТИЗИАТРИЧЕСКИЕ) САНАТОРИИ

Медицинский отбор и направление пациентов в туберкулезные (фтизиатрические) санатории, находящиеся в ведении субъекта РФ. федеральные туберкулезные (фтизиатрические) санаторно-курортные организации осуществляют для реабилитации больных туберкулезом, профилактики туберкулеза у лиц, относящихся к...

ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА: СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, ВОДА И ЗЕМЛЯ

В книге собраны сведения о глине и ее лечебном применении. Однако глина, т.е., собственно, земля является лишь одним из четырех элементов, необходимых для жизни. По — этому вначале мы дадим...

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Медицинские высшие учебные заведения существуют и действуют в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», приказами и инструктивными письмами Министерства образования и науки. Министерства здравоохранения РФ. Лицензирование образовательной деятельности...

ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНОВ и МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ для ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ЖЕНЩИН

ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНОВ и МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ для ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ЖЕНЩИН

ВИТАМИНЫ Витамины — это органические вещества, поступающие в организм человека с пищей и обеспечивающие нормальный, обмен веществ и его физиологическое функционирование. Большинство витаминов в. организме не синтезируется. Некоторые синтезируются,...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2003 гг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2003 гг

В 2000-2003 гг. Государственной думой приняты и вступили в действие 11 федеральных законов (табл. 3.4). Федеральный закон «О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О лекарственных средствах"» (от 2 января...

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

Цель паллиативной помощи пациенту в поздней стадии активного прогрессирующего заболевания и с небольшой предполагаемой продолжительностью жизни -максимальное повышение качества жизни, не предусматривающее ускорения или отдаления смертельного исхода (рис. 5.7). Активную...

wume.ru